Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 26 января 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6549/

Бег с препятствиями за возможность дышать

рубрика: Общество
Автор: Ирина ХРУПАЛОВА

Два дня назад «Северный край» сообщал о том, что губернатор области Анатолий Лисицын направил в адрес председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова телеграмму, в которой говорится о напряженной ситуации, сложившейся в регионе с лекарственным обеспечением льготников. Средства, выделенные на это из федерального бюджета, изначально не могли обеспечить выполнение программы в полном объеме. В результате задолженность за отпущенные в 2006 году лекарственные средства составила 554,2 миллиона рублей. В нынешнем году проблема усугубляется: области выделено лимитов всего на 347,2 миллиона рублей при годовой потребности (с учетом задолженности) 1,3 миллиарда!


Депутаты Госдумы РФ от Ярослав­ской области подняли вопрос об этом на пленарном заседании, проинформировав о ситуации с лекарствами первого вице­премьера Дмитрия Медведева. Он обещал разобраться.

Но пока медики называют происходящее катастрофой. Именно так охарактеризовала обстановку с лекарствами для льготников начальник управления здравоохранения мэрии Ярославля Галина Моргунова. Больше двух месяцев многие больные не могут получить препараты, зачастую жизненно необходимые для них. В списках же получателей по области значатся 77700 человек!

Побывав в ряде аптек города, мы, однако, не заметили в них осадного положения. У окошек с надписью «Для льготников» разве что случайные посетители.

– Просто люди знают, что многих лекарств нет и в ближайшем будущем не будет, – с какой­то безнадежной усталостью в голосе объяснила одна из провизоров. – Выдаем лишь то, что было получено еще в ноябре.

Прокомментировать происходящее она отказалась, сославшись на начальство.

Аптеки оказались такими же заложниками ситуации, как и больные. В свободной продаже есть теперь все, вот только денег на это у инвалидов и пенсионеров нет. А на льготные лекарства средства не перечисляет Москва.

За примерами далеко ходить не надо. Инвалиду второй группы почти восьмидесятилетнему Александру Антоновичу пришлось в поисках льготных лекарств обойти едва ли не весь город. Из пяти, назначенных ему доктором, приобрел только два. Алпразолама, изосорбита, калий магниевого аспаргината нет, отвечали ему повсюду. В одной из аптек все же рецепт приняли. Возможно, и найдут на складе, пожимает плечами пенсионер. Уверенности в этом у него нет, но все­таки приятно, что «человека уважили вниманием», говорит ветеран.

Далеко не все аптеки Ярославля работают так, по системе отсроченного обслуживания. В Дзержинском районе, например, рецепты у льготников не принимают. Провизоры сразу, ссылаясь на собственную занятость, отвечают людям: «Ходите, звоните, узнавайте».

Между тем заместитель директора департамента здравоохранения и фармации области Людмила Бродникова рекомендует льготникам все же относить рецепты в аптеку. Так больше шансов получить искомое. Хотя, конечно, если в течение десяти дней препарат не поступит, рецепт все равно теряет силу.

Тогда больному человеку придется вновь ходить по врачам, выстаивая длинные очереди сначала к специалисту, затем к терапевту, чтобы получить вожделенный рецепт. Надо еще и собес посетить, чтобы взять справку о том, что отказался от денежной компенсации льгот. Такой вот рассчитанный разве что на олимпийца получается бег с препятствиями за возможность жить.

Альбина Александровна много лет страдает астмой. Биродуал помогает ей не только свободно дышать.

– Если спрей со мной, – говорит женщина, – я чувствую себя спокойней, у меня есть надежда, что любой приступ кашля не будет последним.

Лекарство ей через управление здравоохранения мэрии все­таки помогли достать. А в декабре и начале января нынешнего года, когда из­за погодных аномалий она не могла выходить на улицу, обзванивала аптеки день за днем по телефону. Но везде один ответ: по льготным рецептам нет, в свободной продаже – пожалуйста. Стоит препарат 420 рублей. Но Альбина Александровна не может позволить себе это – пенсия ее не превышает трех тысяч рублей, из которых надо заплатить за квартиру, электричество, телефон, купить продукты да и другие лекарства, которые врач в поликлинике не считает для нее жизненно необходимыми и потому льготные рецепты не выписывает.

Порой подставляют коллег и узкие специалисты. Пропишет пульмонолог пациенту препарат стоимостью в две, а то и три тысячи рублей. Жизненно необходимое, считает. Пациент к терапевту, а тот в растерянности – как быть? Подпишешь этот рецепт, отказывать придется кому­то другому.

Самые дорогостоящие препараты – у гематологических больных, у страдающих муковисцидозом, онкологическими заболеваниями. Суммы там неподъемные даже для людей среднего достатка, превышают 60 – 90 тысяч рублей в месяц. Значит, расчет только на помощь государства, которое, казалось бы, декларировало ее, приняв закон. На деле выходит иначе. Минсоцразвития еще только разрабатывает целевую программу обеспечения лекарствами граждан, нуждающихся в дорогостоящих препаратах. Вот только вопрос: кого отнесут к этой категории и какими справками придется доказывать право на помощь?

Появятся ли в ближайшее время в аптеках лекарства для льготников – вопрос пока открытый. У ярославских чиновников ответа на него, судя по тому, как ловко уходили от разговора на данную тему руководители всех рангов, пока нет. Похоже, надежда только на то, что губернатор сумеет убедить правительство в необходимости пересмотреть финансирование этой статьи раньше, чем коммунисты выведут людей на улицы.