Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 31 января 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6621/

Александр Балуев без грима

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

В бейсболке и тренировочном костюме, не говоря уж о легкой походке, прямой спине и атлетической стати, артист Александр Балуев похож на спортсмена в ранге не ниже чемпиона страны. Забойный игрок сборной России по театрально­киношному бегу с препятствиями появился за кулисами Ярославского ТЮЗа буквально впритык к началу антрепризного представления москвичей «Кот в мешке». И сразу же дал нам понять, что можно толково общаться в любом цейтноте, ежели знаешь цену словам и дорожишь минутой.


Присев в актерском холле на диван, аккуратно притушив сигарету и заранее попросив прощения за какие­то вещи, завсегдатаям Интернета известные по его сайту, высокий гость завораживающим бархатным басом ответил на все наши вопросы.

Перед встречей предусмотрительно заглянули мы в творческое досье Балуева. Выходил на сцену в спектаклях Фокина, Виктюка, сыграл Тригорина в нашумевшей авангардной постановке Жолдака «Опыт освоения пьесы «Чайка» системой Станиславского». Для кинематографа открыл Балуева Кайдановский. Полтора десятилетия назад снял его в фильме «Жена керосинщика», чей редкий жанр критика определила как «сюрреалистическая драма».

Снимался у Хотиненко, Грымова, Сукачева, Егора Кончаловского. Отмечен премиями «Ника» и «Кинотавр», имеет несколько призов международных кинофестивалей «За лучшую мужскую роль». В российском видеопрокате с успехом прошли два голливудских блокбастера с участием Балуева – «Миротворец» и «Столкновение с безд­ной». Его фильмографии («Московская сага», «В августе 44­го...», «Турецкий гамбит», «Охота на Изюбря» и еще без малого семь десятков названий!) хватило бы, наверное, на пару актерских жизней.

Замечено не нами, что человеку с фамилией Балуев быть баловнем судьбы вроде как на роду написано. Но на прямое опровержение этого вполне безобидного рекламного каламбура наш собеседник тратить время не стал – тем более что называет себя «человеком удачливым». Напомнил только: в «Щуку» поступал, но не был принят. Целый год бегал на «Мосфильме» помощником осветителя. Это сейчас Балуев нарасхват, а всего­то лет с десяток назад чувствовал он себя никому не нужным:

– Лежмя лежал на диване и пил горькую.

Всем выбитым из жизненной колеи по нашей особой просьбе Александр дал такой дружеский совет:

– Никого не слушайте. Помойте и уберите подальше стакан. Встаньте с дивана, твердо сказав себе, что в жизни вы не пустое место. Так поступил когда­то я сам. И все пошло на лад.

Менял театры, находил или не находил на новом месте то, что искал в себе самом. Все хотел отыскать своего режиссера, пока не понял, что попусту теряет время. И начал жить так, как «комфортно твоей душе»:

– На сцене я знаю, что есть зритель, я чувствую его кожей. Кино заряжает, но по­другому, там я тоже человек с тысячью лиц. Но на съемках общаться приходится, – кивнул на ножку стола, – со штативом кинокамеры. Потому и не могу жить без театра.

В антрепризах всякий раз новые режиссеры, партнеры, часто неожиданные роли вне всяких амплуа, бодрый спортивный тонус – сегодня здесь, завт­ра там. Антрепризу любят песочить критики за сшибание по верхушкам. Вот и комедию живущей в Париже Елены Менич «Кот в мешке» после гастролей в Симферополе одна украин­ская газета крепко приложила – в пьесе, мол, «нет действия, одни разговоры».

– Я ведь не артист балета, – мягко возразил на это Александр. – А в драме, да, люди разговаривают, куда же от этого денешься. Например, в «Чайке» разве не так? Там, по словам самого автора, «много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». А для нас за всем этим – вечные нерешенные вопросы: как жить, сохраняя чистую совесть, как оставаться человеком, что бы с тобой ни стряслось. До Чехова ох как далеко, но и в нашей французской трагикомедии о том, как «встретились два одиночества», – те же вопросы на все времена. Было бы у зрителей желание их услышать.

Жак Пелен, герой Балуева, любимец публики, ведущий телепрограммы «Кот в мешке», устраивает себе раз в году что­то вроде чистого понедельника – в день, когда погибла его жена, а он чувствует себя причастным к той давней беде. Вальяжный, добросердечный, в доску пьяный Жак, сыгранный Балуевым будто сквозь слезу – персонаж тем не менее сугубо комедийный. Артист это полностью подт­верждает, считая такой вопрос «недискуссионным»:

– Публику ведь не обманешь – смеется, хоть ты тресни.

Мы полюбопытствовали, а не приходится ли артисту, переигравшему целую толпу личностей, по которым тюрьма плачет, в комедийном жанре ломать себя. Оказывается, нет у Балуева таких забот, потому что в жизни рассмешить его пара пустяков:

– Вот уж лет двадцать без передышки веселит меня на своих ухабинах наша российская жизнь, аж дух захватывает.

Без грима Балуев, как видим, оказался человеком улыбчивым, компанейским и далеким от того виртуального супермена, над чьим героическим обликом не один год усиленно хлопочет кинореклама, все время путая актера с его персонажами.

После «Спецназа» он и вправду долго не мог выйти из роли. Но сам никогда не переносит характер и привычки героев в реальную жизнь. В кино он супермен и эталонный армеец, а в жизни на суперменов смотрит косо, в тренажерные залы качаться не ходит, сапог и кителей сей «настоящий полковник» терпеть не может.

Называют его «секс­символом», а он – добрый семьянин, раз и навсегда присягнувший на верность прекрасной даме – жене Маше. На вопрос, кто у них в доме главный, ответил:

– Четырех лет от роду дочка Маруся­маленькая, кто же еще.

Сочиняет для нее сказки. Герои там все те же – Дюймовочка или Снежная королева, а сюжеты закручивает такие, что у самого голова кругом. Какую роль сыграл бы для дочки, когда она чуть подрастет, в сказочном представлении? Простой вопрос неожиданно поставил гостя в тупик. Он чуть подумал и сказал:

– Да ничего играть для нее не хочу. Всегда оставаться для дочери отцом – этой роли мне на всю жизнь хватит.

Балуев посмотрел на часы и тут уж в самый раз было выяснить, а не в Голливуде ли научился он вести строгий счет времени и временем дорожить. Охладил наш пыл: и там без простоев, например, из­за погоды, обойтись не могут. И звезды между собой без конца, мягко говоря, не ладят. И там актеры, как и у нас, бывают хорошие и плохие, и нечего нам перед фабрикой грез прибедняться. Но есть, по словам Балуева, сермяжная правда в том, что в Голливуде во время съемок пива не напьешься – уволят, все отлажено, как на конвейере, и что русский синдром гайки, недовернутой с похмелья, там кинопроизводству не грозит.

Последние отечественные новости кино в жизни Александ­ра такие. Снялся в трех фильмах – «1612» у Хотиненко, «Вы не оставите меня» у Суриковой (вставил реплику: «Совсем не комедия») и «Запах камня» у Звягинцева. Про работу с Андреем Звягинцевым добавил, как выдохнул: «Посчастливилось».

– Фильм­то о чем?

– О нелюбви, я так думаю.

– Чем кончаются такие истории?

– Самым грустным, что только может стрястись в человеческой жизни, гибелью героев.

В Ярославле Балуев бывал, и не раз. Но вот так же, как сегодня, «по касательной к белым стенам вашего кремля», из гостиницы на спектакль, из театра в тот же вечер домой. Хотел бы как­нибудь остаться, пусть даже на денек. Не спеша погулять по старому городу, за те белые стены заглянуть, в знаменитые храмы зайти, на набережной «вдохнуть волжского духу».

А тут и хороший гид появился на пороге гримерной – тюзовская звезда, заслуженный артист России Юрий Иванов:

– Привет Александру Великому, ваши заняли мою гримерную, куда же бедному артисту Иванову теперь деваться­то?

– А ты поди да и посмотри нашего «Кота в мешке», развейся.

– Как сестрица Светлана поживает?

– Ушла сестрица моя единокровная на вольные хлеба. В театре у Васильева, где вы с ней, знаю, под одной крышей сотрудничали, шьет костюмы для премьер. Ее там по­преж­нему ценят.

Пользуясь случаем, гость выдал что­то похожее на резюме ко всей нашей встрече. Дескать, живущая бурно театральная столица дает хороший пример провинции – на подмостках там человеку всегда найдется дело по его дару Божьему.