Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 02 февраля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6673/

Мимо ближнего своего

рубрика: Общество
Автор: Марина ЗАХАРОВА

В каждом большом и маленьком городке России можно встретить людей, которые питаются на помойках, просят милостыню в людных местах и ночуют, где придется. Они, кажется, давно перестали шокировать и удивлять вечно спешащих по своим делам горожан.


Проходя январским морозным днем мимо центрального рынка в Тутаеве, случайно заметила дыру в теплотрассе, а в ней лохматого и грязного человека. Он лежал на тонкой подстилке из газет. Рядом на бетонном выступе стояла немыслимо грязная посудина, около нее – недоеденный кусок какой­то засохшей лепешки, две сигареты и пара чинариков. Увиденное настолько поразило и взволновало, что пройти мимо было невозможно. Так и состоялось наше знакомство с обитателями этой «квартиры» Анатолием Тоночкиным и Евгением Сайденко, его соседом.

У Анатолия еще не так давно был свой дом, семья, работа. Трудился он на Тутаевском моторном, в кузнице. Жил в трехкомнатной квартире с женой и тремя сыновьями. Под гору жизнь покатилась в 1998 году, после смерти хранительницы домашнего очага. Сначала запил с горя, а пять лет назад уговорили ребятишки, так ласково называет он своих сыновей, продать квартиру и поделить деньги. Жилье продал, деньги раздал сыновьям, себе оставил только на дорогу. Собирался переехать к сестрам в Нижний Новгород. Но кошелек украли, документы тоже. Так и остался Тоночкин без крыши над головой. Да и сыновей жизнь не пощадила. Одного убили в пьяной драке, другой отравился спиртом. Остался у него теперь только Максим, но отцу он помочь не может, так как сам, не имея своего угла, проживает на птичьих правах у сожительницы, которая Анатолия даже на порог не пускает.

О своем теперешнем существовании Тоночкин рассказывал со слезами на глазах:

— Зимой живу в подъездах и теплотрассах, а летом — под открытым небом. Вот там под забором, — показывает он на элитные дома возле рынка, тутаевцы этот квартал называют «Санта­Барбара».

— Питаюсь тем, что подадут на рынке, в магазинах, там меня знают. Продавцам иногда помогаю, когда попросят. Бывает, что они сами нам поесть приносят. А еще собираю бутылки, сдаю и покупаю хлеб, молоко. Приходилось и голодать, по нескольку дней обходиться одной водичкой.

Вода — единственное коммунальное удобство, которым располагают обитатели теплотрассы. Ее можно налить, как в настоящей квартире, прямо из краника технического узла. Интересуюсь, как часто выпадает возможность помыться.

— Сейчас по утрам умываюсь снегом, а так мылся три недели назад, когда сдал бутылки и получил деньги, – рассказал Анатолий. – А Женька, так тот совсем не моется.

Одежду и обувь женщины с рынка дают. Вчерась вот трусы принесли. А одна женщина, которая приезжает сюда торговать по выходным, дала валенки.

Хоть и выглядит Тоночкин бородатым дедом, но возраст у него вполне трудоспособный. Шестого февраля Анатолию исполнится 55 лет. На вопрос по поводу возможности устроиться на работу, не скрывая, заявляет: «Сознаюсь честно, теперь у меня ни желания, ни сил на это уже нет».

Замечу, в отличие от своего соседа по убежищу, который и в момент нашего знакомства был навеселе, Тоночкин теперь не пьет. Это подтверждают и женщины, работающие на рынке. Анатолий даже пытался обращаться в районную админист­рацию по поводу предоставления жилья, но там от него отмахнулись.

— Отправили на комиссию по жилью. Был там в ноябре, но мне отказали. А если бы получил хоть какой­нибудь угол, сына бы к себе взял, — мечтает он.

Таких бездомных людей, как Анатолий Тоночкин, принято называть БОМЖами. Аббревиатура эта как­то незаметно вошла в наш лексикон, превратившись в «клеймо» для изгоев и пугало для обывателей.

По данным ГОВД, в Тутаеве сейчас зарегистрировано около 50 бездомных граждан, проживающих группами или по одиночке в подвалах, теплотрассах, подъездах или просто под открытым небом. У них нет документов, а значит, нет возможности устроиться на работу, получить пенсию или место в государственных учреждениях, оказывающих помощь малоимущим. Директор департамента труда и социальной защиты районной администрации Ольга Щербакова, к которой я обратилась за разъяснениями, сообщила, что такая категория людей, как бездомные, согласно постановлению правительства, передана в настоящее время на попечение милиции и медицины.

Но какую помощь бездомным может оказать милиция, разве что выгнать их из теплотрасс и подъездов на улицу. Что касается медучреждений, то, например, в тутаевской ЦРБ сейчас (хотела написать — лечится, но это не соответствует действительности) проживает больной Семенов.

Заместитель главного врача по лечебной части Борис Флегонтов сообщил, что этого пациента медики уже поставили на ноги. В свое время он получил сильные ожоги, но в ярославской больнице имени Соловьева ему была сделана кожная пластика. К середине декаб­ря Семенов поправился и был готов к выписке. Пока находился на лечении, ему выправили документы, медицинский полис, присвоили группу инвалидности. Но идти ему некуда, а на улицу в морозы его выгонять не стали. Вот и обитает он пока в хирургии. А с наступлением тепла, скорее всего, окажется вновь под открытым небом.

Случайно выяснила, что не далее, как в прошлом году учредитель одного торгового дома в Тутаеве намеревался оборудовать на своих площадях и на собст­венные средства дом­интернат для проживания малообеспеченных граждан. Иными словами, создать богадельню для таких, как Анатолий Тоночкин. Об этом тутаевского предпринимателя попросил архимандрит Вениамин, бывший настоятель Воскресенского собора. Был даже выполнен эскиз будущего дома­интерната, где планировалось оборудовать 7 комнат для проживания 20 – 22 бездомных людей, кухню, столовую и душевые. Состоялось и собрание жильцов дома, на первом этаже которого планировалось открыть богоугодное заведение. У каждого жильца было взято письменное согласие. Подготовленный пакет документов передали в районную администрацию. Три месяца спустя пришел ответ. Не удержусь и процитирую почти дословно: «Создание домов­интернатов на территории РФ регламентируется приказом Министерства социальной защиты населения РФ от 11.10.1993 № 180 (далее длинное название документа) и инициируется службами социальной защиты населения муниципальных образований для осуществления надлежащего контроля за соблюдением всех норм содержания, охране прав проживающих. На основании вышеизложенного администрация ТМР, согласно решению комиссии по градостроительной политике, имущественным и земельным отношениям в ТМР, отклоняет ваше предложение».

В музее православной школы Тутаева хранится работа «Не пройди мимо ближнего своего». Написали ее ребята под руководством учителя церковно­славянского языка и родиноведения Людмилы Пановой. Вместе с ней дети собрали сведения о тутаевских бездомных. Но когда работа была завершена, не забросили новых знакомых, помогают некоторым из них и сейчас, приносят хлеб и молоко. Разрабатывая данную тему, ребятишки по­знакомились с некоторыми историческими данными, свидетельствующими о том, что в царской России, например, существовали специальные институты, заботящиеся о тех, кто оказался без крова над головой. Познакомились с деятельностью международной организации «Врачи без границ», изучили притчу о милосердном самаритянине. А вот в своем родном городе так и не нашли примеров государственной заботы о бездомных людях.