Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 10 февраля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6795/

Покупай российское... Если сможешь

рубрика: Общество
Автор: Анатолий КОНОНЕЦ

История эта имеет начало, но, похоже, не получит продолжения, поскольку повествуется в ней о новоявленных русских левшах, сумевших не только подковать блоху, но и сделать этим радость для аглицких прин­цев. Россияне могут данным фактом гордиться, так как больше делать в подобной ситуации нечего.


ИСТОРИЯ С ЛАТИНСКОЙ БУКВОЙ

Мужики, как известно, те же дети. Разница только в цене их игрушек. И если маленькому мальчику хочется преимущественно ходить на лыжах, то человек в возрасте при этом желает еще и выглядеть как минимум не хуже Оле Эйнара Бьорндалена. С другой стороны, можно понять и взрослого лыжника. Спорт этот в последние несколько десятилетий стал одним из наиболее высокотехнологичных, и броская внешность человека на лыжах чаще всего определяется удобством его перемещения. К примеру, если классическим ходом худо­бедно можно передвигаться и на «деревяшках» «Россия» одна тысяча девятьсот бог знает какого года (кстати, хорошие были лыжи), то для новомодного конькового хода нужен «пластик» с соответствующей жесткостью и геометрией, длиннющие палки, специальные крепления и главное – ботинки, позволяющие ехать на лыжах со скоростью конькобежца.

Именно ботинки стали камнем преткновения для автора сих строк. Потому что оказалось, что модели от именитых производителей в фирменных магазинах стоят столько, что от нулей рябит в глазах. К тому же под коньковый ход разработаны два стандарта креплений (и ботинок соответственно). Разобраться в этом деле, зашедши в магазин с мороза, у стороннего человека нет никакой возможности.

Китайско­российское многообразие в общедоступных магазинах навевало мысли о кирзе и дерюге, прославленной еще Жванецким.

Однако пытливость человека, коему слава великих лыжников современности не давала покоя, привела его в известный магазин под вывеской одной из широко известных латинских букв. И там­то оказался каталог, в котором внешне вполне пристойная модель «коньковых» ботинок обходилась покупателю в две с небольшим тысячи рублей. Тоже, конечно, не даром, но и не те пять­шесть, которые требовали европейцы. Создатели буклета даже не постеснялись гордо заявить: «Первый коньковый ботинок России!»

Сказано – сделано (то есть уплачено). Осталось только дождаться, когда эти самые ботинки с поэтическим названием привезут невесть откуда, да снега у Бога просить. Всевышний оказался куда более ответственным менеджером, чем те, под латинской буквой, – он хотя бы к концу января позволил своим чадам встать на лыжи. Зато менеджеры из магазина месяц за месяцем умоляли подождать еще, ссылаясь на трудности производства, задержки поставок и тысячу других причин. Закончилось все тем, что одновременно с выпадением снега в другой магазин завезли модель от того же производителя. Модель, что называется, «пониже и дым пожиже», но... и подешевле. Да и один в один похожа на комбинированные ботинки от европейских производителей, в которых можно спокойно ехать «классикой» и – с небольшими матюками – коньком.

Дальше – комбинация из трех ходов: забираем деньги в «латинице», везем к «соседям», покупаем ботинки, везем домой, открываем коробку и... Остается только сказать «вау». То есть даже не просто «вау», а «ВАУ!!!» Ибо сделано это чудо спортивной технологии не в Москве даже, а в самом что ни на есть сердце Ярославля. Там, где сапоги, туфли и прочую обувь тачают чуть ли не со времен царя Гороха.

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ, ЛИШЬ БЫ ЖАБА УСПОКОИЛАСЬ?

Естественно, что наряду с гордостью в груди тут же заворочалась жаба. Ибо если каталог в свое время был напечатан, то, стало быть, и модельный ряд запущен в производ­ство. И если все это великолепие тут же, в двух шагах от нас производят, то почему мы этот близкий локоть не то что укусить – увидеть не можем?

К счастью, удостоверение с надписью «Пресса» позволяет задавать эти вопросы не в пространство, а непосредственным «виновникам торжества», к тому же обладание ботинками комбинированной модели наделило автора еще и моральными правами искать истину по месту производства.

Ответ же от коммерческого директора нашего предприятия получился вполне в духе пресс­конференций, которых ждет вся страна. Да, дескать, разработали мы эту самую модель. Но в производство пока не пустили. Почему? Да не срослось как­то. В общем, хочешь вчерашних щей? Приходи завтра. И даже записали контактную информацию, чтобы, как только эти самые ботинки все­таки пойдут в производство, осчастливить упорного, но гордого лыжника необходимым ему инвентарем.

Казалось бы, инцидент исчерпан. Однако остался вопрос: а откуда на предприятии взялось столько ботинок этой модели, что ими буквально тут же во время нашего разговора загрузили весьма немалую «Газель»? Что фотографировал наш фотокор: неужели эти ботинки всем своим немаленьким числом так и сгниют на выставочных стендах?

Оказывается, производст­во работает вовсю – и спасибо ему за это большое. Поскольку именно благодаря спортинвентарю удалось сохранить работу нескольким сотням человек – по большей части специалистам высокой квалификации. Но работает оно не на нас, российских потребителей, а на тех самых изобильных дядей и тетей, которым свои товары даром не нужны – если есть российские по цене в два­три раза ниже. То есть спрос вне России на эти товары такой, что нам остается только... терпеливо ждать.

Конечно, по числу технологических «наворотов» ботинок от производителя с мировым именем «убирает» нашего претендента «на раз», но всем ли европейцам нужны эти самые «навороты»? Среди них тоже немало таких, кто желает и здоровье на лыжне поправить, и денег при этом много не потратить, и «чайником» себя не чувствовать. Порадуемся за европейцев. Да и за себя убогих – могло ведь и той самой, комбинированной модели не достаться.

Тогда выбор был бы небольшой – или подыскивать что­нибудь незабвенно кирзово­китайское, или раскошеливаться на «фирму». Хорошо еще, в Ярославле появился очередной спортивный супермаркет, где обладателям спортивного разряда не ниже первого дают на лыжную экипировку приличные скидки. Ладно, тем, кто «фишки» и «саломоны» делает, тоже жить нужно. Тем более что на некоторых российских заводах уже начали «строгать бренды» по соответствующей западной лицензии. Стоит опять же дороже «нашего, родного» раза в два – глобализация, чтоб ее, рынок во весь свой рост...

ГОРДОСТЬ – ПО ПОТРЕБНОСТИ?

В этом смысле лозунг «Покупай российское» стал звучать несколько двусмысленно. Мы бы, в общем, и рады – но взять­то где? И с другой стороны: хорошо, что дело касается только лыжных ботинок – предмета, что ни говори, далеко не первой необходимости. А если дело коснется обычной, повседневной обуви?

А еда? Вдруг ее распробуют на Западе? Просто жуть берет это себе представить! Соб­ственно, чего тут представлять: соленого рыжика гораздо проще купить в русском ресторане где­нибудь на Брайтон­бич, зато вся первопрестольная завалена фаст­фудом по самым приемлемым ценам.

Одежду возьмем... На рынках – китай­ское, в бутиках – французское. Валенки попробуй приобрести – такое ощущение, что все они тоже давно во Франции. А мы уже готовы покупать россий­ское – но пропаганда несколько опережает мечту...