Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 февраля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6868/

Максим ГЕЙКО: «Муниципальная реформа идет успешно»

рубрика: Общество
Автор: Сергей КУЛАКОВ

Завтра в Угличе пройдут слушания комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ на тему «Практика реформы местного самоуправления: проблемы переходного периода». Накануне об опыте проведения муниципальной реформы в Ярославской области корреспонденту «Северного края» рассказал заместитель губернатора Максим Гейко.


– Максим Владимирович, есть о чем отчитаться перед гостями из Общественной палаты РФ?

– Разумеется. С 1 января 2007 года в регионе приступили к реализации вопросов ме­стного значения все поселения, за одним исключением. Таким образом, первый этап реформы был успешно пройден. В его рамках нужно было создать органы власти поселений, провести их выборы.

Сейчас в Ярославской области 92 поселения. Устав не принят только в одном. Это, как известно, Константиновское поселение Тутаевского района, где депутаты и глава никак не могут прийти к согласию. Этот длительный конфликт негативно сказывается на населении, бьет по людям. Если остальные поселения уже приступили к реализации своих полномочий, начинают работать на благо жителей, то там нет ни устава, ни бюджета.

Есть еще время для достижения согласия?

– Практически нет. Федеральный закон должен быть реализован в полном объеме с 1 января 2009 года. Если ситуация не будет разрешена добровольно, мы будем обращаться в суд с требованием распустить совет и переизбрать главу. Константиновцам нужно догонять остальных. С этого года поселения взяли на себя ответственность за все положенные им по закону сферы деятельности, кроме трех. Другое дело, что можно вернуть часть полномочий на уровень района. Но это делается по взаимной договоренности.

– А когда дойдет дело до ЖКХ?

– В Угличе и Тутаеве передача жилого фонда началась с января этого года, за коммуналку возьмемся только после окончания отопительного сезона. Сейчас идет процедура разграничения имущества между районом и поселением, этот процесс достаточно сложный. Нужно, например, зарегистрировать право собственности на жилые дома, которые введены в строй после 1998 года. В других поселениях ЖКХ будет передаваться в будущем году. По ряду территорий уже готовы списки жилфонда, нужно готовить проекты областных законов о передаче этого имущества.

– С января главы и депутаты поселений взяли власть на себя. Полтора месяца прошло, где­нибудь возникли проблемы?

– Такого нет. В принципе поселения свои обязанности исполняют, но ситуация с наполняемостью их бюджетов очень тяжелая. На данный момент порядка 40 поселений не обеспечены деньгами даже на зарплату муниципальных служащих. Районы, которые имеют возможность выравнивать бюджеты поселений, не всегда должным образом относятся к финансовому обеспечению их деятельности. Логика у них такая: «Денег не хватает себе, как же мы можем вам помогать?» Пошехонский, Первомайский, Тутаевский районы не заложили средства для поселений в фонды финансовой поддержки в процессе принятия бюджетов на 2007 год.

– Не может быть, что, вообще ничего не дали?

– С уровня района ничего. Есть областная дотация, которая распределяется через районы, она предусмотрена для всех поселений, нуждающихся в этом. В тех территориях, где сложились нормальные, конструктивные отношения между главами районов и поселений, ситуация, конечно же, лучше.

Но все равно денег на селе катастрофически не хватает. В этом году область наряду с дотацией отдала муниципальным образованиям нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц. Это должно стимулировать местные власти развивать производство, содействовать росту зарплаты работников. Чем больше люди зарабатывают, тем больше денег в казне. Но, например, Любимский район в первые месяцы этого года оказался в минусе. Денег не хватает, соответ­ственно район не может нормально профинансировать поселения.

– Но ведь это положение можно было прогнозировать. Экономическая ситуация во многих сельских районах депрессивная, ее невозможно улучшить за один день...

– Обеспечить финансовую базу местного самоуправления – задача следующего этапа муниципальной реформы. Наделять полномочиями поселения, не обеспечив их деньгами и не создав механизм стимулирования увеличения налоговой базы, – это неверный путь. Надо отметить, что такая ситуация складывается практически во всех регионах России. Следующий шаг – наделение поселений нормативами отчислений от ряда налогов.

– Это только идея или уже есть конкретные предложения по внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ?

– Необходимые поправки нарабатываются на федеральном уровне общественными организациями муниципальных образований. Частично мы можем обеспечить финансовую базу местного самоуправления и на своем уровне, приняв решение по областным налогам. Но, конечно, оптимально было бы, если бы законодатели отдали муниципальной власти налоги, уровень собираемости которых зависит от их активности.

Все понимают, что местное самоуправление без денег – это профанация. Избрать людей, наделить полномочиями и не дать возможность качественно исполнять свою работу – значит дискредитировать реформу. Существующие перекосы видны не только нам, но и российским властям. Задача регионов – смягчить ситуацию по мере возможности на данной территории. Такой сложный процесс, как реформа местного самоуправления, не может проходить гладко. Главное – отрегулировать финансовую проблему в течение этого года.

Ведь сейчас власти поселений только учатся работать со своими бюджетами. Казначейское исполнение бюджета будет реализовываться по мере создания казначейств. Возможно, где­то их не будет, их обязанности будут отданы районам или вообще федеральному казначейству.

– Область все­таки поможет поселениям материально?

– По итогам исполнения регионального бюджета в первом квартале этого года мы обязательно внимательно проанализируем ситуацию с финансированием и районов, и поселений. Возможно, придется увеличивать субсидии, использовать другие виды помощи.

– Часто ли конфликтуют главы районов и поселений, особенно городских, депутаты поселений и исполнительная власть?

– Такие ситуации возможны на разных уровнях власти. В Ярославской области объективных предпосылок для конфликтов нет. Депутаты и главы избирались для того, чтобы решать проблемы людей, но, бывает, возникают противоречия между отдельными личностями. Пока есть конфликты глав районов и поселений­райцентров. Это негативно сказывается на развитии территории.

– Интересно, а как обстоит дело с реформой местного самоуправления в других регионах? Лучше у них идут дела или хуже?

– Советник Президента РФ Сергей Самойлов в своем письме к губернатору Анатолию Лисицыну отметил, что изучение опыта реализации муниципальной реформы в России свидетельствует о том, что руководителю Ярослав­ской области «удалось создать достаточно эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления с государственной властью». К сожалению, как считает Самойлов, такого нельзя сказать о многих регионах нашей страны.

Рад, что на уровне администрации Президента РФ достаточно высоко оценили поступательное движение Ярославской области на пути реформирования системы местного самоуправления. Надо отметить, что этот процесс мы начали с опозданием. Только год с небольшим работает департамент по вопросам местного самоуправления администрации Ярославской области. Но цепочка шагов, которую мы смогли выстроить, позволяет оценивать нашу деятельность как эффективную. Не стали ломать через колено, а избрали эволюционный, поступательный путь передачи полномочий. Были горячие головы, которые требовали передать все полномочия поселениям с 1 января 2006 года, но депутаты областной Думы после долгих споров приняли продуманное решение.

Была создана комиссия по реформе местного самоуправления во главе с губернатором, которая рассматривает вопросы готовности к осуществлению полномочий отдельно по каждому поселению. В ряде других регионов без достаточной подготовки поселениям передали все полномочия, а потом они почти все вернули назад районам. Это было сделано только для того, чтобы отчитаться: закон о местном самоуправлении выполнен. Наш путь оказался правильным, в течение 2006 года районы передали поселениям от 9 до 28 полномочий. В 2007 году за районами остались только полномочия в сфере ЖКХ, по расчету субсидий и казначейскому исполнению бюджетов поселений.

Образовался новый уровень власти, где работают достаточно инициативные люди. Идет ли объединение муниципалов, заявляют ли они свои требования?

– Земские традиции, которыми славилась и Ярославская губерния, были утрачены за годы советской власти. Только недавно у людей появилась возможность самостоятельно принимать решения о том, что будет происходить на твоей земле, и нести ответственность за свой выбор. Новому слою управленцев еще предстоит доказать собственную состоятельность. Сделать это достаточно сложно, но без такого прорыва дальнейшее развитие России просто невозможно.

Мы очень ждем от людей, которые пришли в местные органы власти, активной жизненной позиции. Они объединяются и пытаются выработать общую конструктивную платформу. В рамках совета муниципальных образований работают три палаты – городских и сельских поселений, районов и городских округов. Возникает очень много вопросов по взаимодействию с районом, с областью. Нужно понять, что региональная власть не может постоянно работать с каждым поселением. Все­таки районные власти должны брать на себя координирующие функции, ведь за жизнь людей отвечают они. В конечном счете улучшение жизни народа – общая задача власти.