Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 16 февраля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6886/

Родина у езида там, где его дом

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

В самый разгар главной Масленицы России свой праздник и у ярославских езидов. Выходцы из Верхней Месопотамии, сохранившие многовековые верования и обычаи своих предков, называют сегодняшнюю пятницу праздником святого Хдрнаби, по имени небесного покровителя влюбленных сердец, путников и всех добрых намерений.


БОЛЬШЕ ГОСТЕЙ – УДАЧНЕЙ ГОД

– В древнейшем ритуале праздника святого Хдрнаби нет места злу, – начинает с главного гость редакции, президент ярославского общества «Езиды», председатель совета их городской национально­культурной автономии Файзо Полатов.

С ночи на вторник, как всегда, встретив молитвой восходящее солнце, правоверный езид с утра до вечера смиряет душу строгим постом. Обычай запрещает ему не только пить, есть, курить, но и большие стирки и генеральные уборки – то дни молитв, отдыха и умиротворения.

Красивый утренний обряд у правоверного езида тот же, каким был тысячелетия назад. О чем его молитва? Если он просит Бога, чтобы сын вернулся живым с чужбины или с войны, езид сперва просит, чтобы живыми и здоровыми возвратились сыновья отцов и матерей семидесяти двух народов и только потом – его собственный сын.

«72», поясняет наш собеседник, кстати, воспитанник педвуза по специальности «История и государственное право», не какая­то необъяснимая магическая цифра. По мнению предков Файзо, столько народов населяло многострадальную историческую родину езидов в нынешних границах Ирака – северное Междуречье Тигра и Евфрата.

Если бы мы заглянули в эти дни в гости к ярославскому езиду, то с порога почувствовали бы приближение празднества по вкусным запахам из кухни. Хозяйки месят тесто для домашнего хлеба (научились­таки печь его в духовке газовой плиты); готовят еду – для раздачи страждущим. Сами будут есть только после захода солнца, накрыв стол к ужину, а в течение всего постного дня соседей угощают.

В последний день поста квартиру к празднику украшают. Файзо сам помнит: шумел когда­то в этот день веселый праздник, похожий на русские рождественские колядки. Дети рядились в одежду из бабкиных сундуков, с бубнами и трещотками ходили по домам, громко стучали в дверь, потешая всех скороговорками с причетом «до­ли­до­ли­данге»...

Сегодня езиды столы накрывают с утра, хозяйки изо всех сил стараются превзойти соперниц в кулинарном искусстве. Их козыри – блюда из мяса, овощей и традиционного для Ближнего и Среднего Востока пшена. Двери гостеприимно открыты для всех, кто не таит зла за душой. Гости являются без всяких приглашений. Чем их больше в этот день, тем удачней будет год для хозяина и его семьи.

По преданию, езиды первыми из всех народов признали единого всемогущего Бога­творца. Он сотворил Вселенную и семь божеств, передав им полномочия для решения всех земных проблем. У каждого из них имеется на небесах свое место – одна из планет, а в календаре – «именной» день недели, которому божество покровительствует. Для современного езида главные в этой семерке – Солнце как Божье святилище, что дает жизнь всему на земле, и верховный ангел Малаки Таус, повелитель судеб, приносящий людям предначертания Всевышнего. Планета верховного ангела – «утренняя звезда» Меркурий, его день – среда, его ритуальное изображение – райская птица павлин.

УШЛИ – И ПОТОМУ СПАСЛИСЬ

В России первые езиды появились лет двести назад – по словам Файзо Полатова, после очередных вооруженных переделов русско­турецкой и рус­ско­персидской границ. Османская империя жестко принуждала езидов к принятию ислама. Бегство в Россию для многих из них стало единственным способом сохранения свободы совести и самой жизни. Горестной скитальческой судьбой расплачивались езиды за независимость и непокорство. Они покинули землю предков и потому выжили.

Православная церковь приняла их по­божески, с добром и пониманием. Прибежище нашли они в Закавказье – в Грузии, в основном в Армении. Отсюда расселились по территории бывшего Советского Союза и сейчас живут по всей России.

Разговор о судьбе таинст­венных езидов по просьбе редакции поддержал руководитель миссионерского отдела Ярославской епархии, первый проректор духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион.

– Два столетия назад, – объяснил он, – Россия госте­приимно встретила езидов. Здесь они прижились. В то же время даже исследователи религии до сих пор ограничиваются, говоря об этом народе, стандартным клише о «синкретической секте, соединяющей в своих верованиях христиан­ство, иудаизм, ислам». Ну и тому подобное. Мне эта фраза не говорит ровным счетом ни о чем. В силу многих причин (одна из них в том, что езиды – закрытое сообщество, недоступное непосвященному) они и сегодня – тема, благодатная для исследований.

Заметив, что в России проб­лема межнациональных конфликтов сейчас одна из самых больных, известный богослов и философ вот что добавил:

– Кому­то выгодно вещать, что Русская православная церковь подвержена ксенофобии, национализму, шовинистским настроениям. Это неправда. Ко всем входящим, кем бы ни были они по вере, мы относимся по­христиански, а значит, с любовью. Другое дело, что отношение к нам, православным русским людям, у разных народов разное. И хотя нас – да, приглашают на некоторые мероприятия национальных диаспор, могу сказать, что только езиды – единственные в региональном отделении Ассамблеи народов России, кто еще несколько лет назад пришел к нам в епархию и установил добрые отношения.

Иеромонах Серапион привел такой весьма красноречивый пример. Идет дискуссия о преподавании в школе основ православной культуры. Противников этого среди представителей других религий не меньше, чем среди атеистов. Узнав недавно об открытии в педуниверситете отделения теологии, руководители диаспоры езидов не преминули поинтересоваться, можно ли прочесть этот курс для мальчиков из семей священников – дескать, молодым служителям культа надо знать основы православного вероучения, поскольку жить они будут в России.

– Езиды уважают землю, которая стала им второй родиной, – подытожил нашу беседу проректор семинарии. – У руководителей их общины такое отношение к православию, каким, думаю, оно должно быть у всех диаспор.

БУДЕТ У МАЛЫШЕЙ СВОЯ КНИГА

В Ярославле езиды – со времен хрущевской оттепели. Кто­то учился здесь, другие служили в армии или приехали на заработки. Понравилось, нашли подходящую работу, обзавелись семьями. Прижились, укоренились. Знают, чьих рук творения знаменитые красавцы храмы, не прочь приумножить славу «расторопного ярославского мужичка».

Всего езидов у нас в области около шести тысяч. Есть среди них классные хирурги, талантливые педагоги, успешные предприниматели, депутаты разных уровней. Есть фермеры, умеющие, как и их далекие предки, дорожить землей, с божьей помощью управляться с ней. Они великолепные строители – тоже наследственное поприще, выстраданное веками гонений, когда надо уметь быстро построиться и обжиться на новом месте. Езиды делали погоду на стройплощадках в Ярославле, Рыбин­ске, Ростове, Тутаеве, Гаврилов­Яме. У них дело мастера боится – что на укладке асфальта, что на обустройстве детсадовской игровой площадки, что на образцовом евроремонте. Добрая репутация и у бригады реставраторов ярославских езидов. Доверяй этим умельцам хоть гипсовую лепку, хоть золочение креста на храме. Езидские предприниматели создали в Ярославской области несколько тысяч рабочих мест.

– Наша особая гордость, – говорит руководитель автономии, – более 120 студентов ярославских вузов. Большин­ство из них, уверен, не забывают мудрого завета предков – твоя родина там, где твой дом и где хорошо твоим детям. Не сомневаюсь – не станут они искать счастья на стороне, много пользы принесут 1000­летнему городу на Волге и всему краю.

Прощаясь, Файзо Полатов дарит на память выдержанный в национальной солнечной цветовой гамме – желтое и красное – фирменный карманный календарь на 2007 год, с фотографией остроконечных куполов главной святыни езидов всего мира – храма Святой Лалиш (это на севере Ирака). Все названия месяцев, дней недели и самых больших праздников начиная со дня Святого Хдрнаби в середине месяца Сабат, даются на двух языках – русском и современном езид­ском, с алфавитом на основе 33 букв кириллицы плюс 7 букв на латинице.

Язык по своему полнозвучию – хоть песни пой, хоть романы пиши. К слову, у автономии одна из ближайших богоугодных забот – издать первую в истории езидов России книгу для самых маленьких – букварь на родном языке.

Комментарии