Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 14 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/7210/

«Когда деревья были большими...»

рубрика: Общество
Автор: М. Н. ПАНКОВА, учитель истории и обществознания школы № 5 Углича Ярославской области, победитель муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года­2007»

Все без исключения родители желают счастья своим детям. Что же сами дети думают о своем будущем? Согласуются ли их жизненные платы с нашими? Вам наверняка интересно узнать, о чем они мечтают. Пробуешь их спрашивать – отшучиваются или молчат, проверено на собственном сыне. Изменяю условия и прошу написать на уроке обществознания сочинение «Письмо в будущее», где подросткам шестнадцати лет предлагается представить себя через 10 – 15 лет. Познакомьтесь и вы с поколением начала XXI века.


Главными ценностями для большинства из них являются семья и дети. Во всех без исключения сочинениях рассказывается о замечательной семье, где подрастают двое детей. Авторы мечтают о любви, почему­то часто употребляя это слово в сочетании с прилагательным «искренняя». Они сознают важность материального благополучия в семейной жизни, и их аппетиты не отличаются скромностью. Отдых исключительно за границей: Франция, Италия, Португалия, Таиланд. Самое скромное жилье, судя по письмам, – это двухэтажный дом на четыре семьи. Мальчики предпочитают жить в собственных коттеджах. Высокий жизненный статус большинством подростков связывается с хорошим заработком и престижным образованием. «Считаю, что для того, чтобы жить успешно, нужно учиться, найти хорошую выгодную работу, но чтобы найти такую, нужно уехать в другой город» (Настя М.). Интересно, что девушки чаще, чем мальчики, задумываются о переезде в другой город как условии своего успеха в жизни. В качестве доводов приводятся и такие аргументы, как наличие в больших городах «элитных» школ, детских садов, спортивных секций и развлекательных центров. «Мы с моим мужем остались жить в Ярославле, посчитав, что этот город более наделен развлекательными центрами, более престижный» (Вика С.). Девочки детально описывают свою работу. Предпочтение отдается творческим профессиям: певица, актриса, дизайнер. Не осталась без внимания и сфера обслуживания. Многие видят себя хозяйками салонов красоты. Алена трезво смотрит на жизнь и считает, что профессий должно быть две: «для души и для нужды». Для души она выбирает работу психолога, а для нужды – парикмахера­визажиста. Сочинений­проектов, где все расписано по годам, встретилось немного. Совпадение ли это или нет, но принадлежат они ученикам, которые учатся на «4» и «5». Причем девочки планируют в них не только свою карьеру, но и карьеру будущих мужей. Другой особенностью таких писем является указание на связь с родителями и друзьями детства. Лена мечтает жить и работать в Германии переводчиком в известном издательстве, но при этом она собирается «часто ездить к своим родителям на Родину и вспоминать, как она начинала». Маша тоже считает важным приезжать в родной город. «Мы останемся жить в Ярославле! Часто будем ездить в Углич к родителям, оставляя детей у них ненадолго! А в это время мы с мужем и лучшими друзьями будем, как и раньше, жить полной жизнью!»

В сочинениях мальчиков не встречаются прилагательные «престижный», «элитный» или «известный». Их любимые слова – «уважение» и «авторитет». Обращаясь к самому себе, Илья употребляет прилагательное «многоуважаемый», а Саша хотел бы обладать авторитетом везде, где бы ни оказался. Рома, мечтая стать кинорежиссером в Австралии, будет снимать фильмы только с неизвестными, но очень и очень талантливыми актерами. В отличие от девочек ребята мечтают о яркой жизни. Способы достижения успеха отличаются оригинальностью. Илью очень интересуют торги на фондовых биржах, и в письме к самому себе он спрашивает, нужно ли вкладывать деньги в акции «Mackintosh» и «Apples», и просит написать результаты торгов на рынке акций за двадцать лет.

Относиться к мечтам надо очень и очень осторожно, ведь они имеют свойство сбываться. Главная особенность любого сочинения – все самое важное заключено в последних строчках.

«Вся моя будущая судьба связана с творчеством, потому что я думаю, что не смогу жить без творчества...» (Надя Ф.).

«Я надеюсь на то, что не буду сожалеть о чем­то несделанном и не буду задавать себе вопрос: «Все ли я сделала, так ли я прожила свою жизнь или что­то надо исправить?» (Надя Г.).

«Каждое лето мы с семьей ездим отдыхать. Для детей мне ничего не жалко!» (Никита М.).

«Я буду вспоминать, как мне было весело в стенах родной школы № 5, на улицах микрорайона Солнечный! Жаль, что ничего нельзя вернуть обратно! Главное, что я это помню!» (Лена Ф.).

«Где бы я ни был, чем бы ни занимался, я знаю, что всем, что я имею, я обязан своим родителям, своему родному городу, которые вырастили меня, воспитали, дали силы воплощать мечты, творить и радоваться жизни» (Миша Н.).

Может, ради именно такой памяти о своей малой родине и светлого будущего наших детей и стоит работать, отдавая им – нашему будущему – все самое лучшее, что есть в нас.