Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/7231/

Покупатель всегда прав

рубрика: Общество
Автор: Вера ШЕМЯКИНА, директор департамента потребительского рынка, товаров и услуг администрации области

15 марта традиционно отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В рамках праздничных мероприятий во многих школах пройдут открытые уроки по изучению закона «О защите прав потребителей», а также областной этап Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний, организованной центром образования школьников «Олимп» при поддержке департамента потребительского рынка, товаров и услуг. Ряд торговых предприятий отметят этот день праздничными распродажами.


В настоящее время важнейшим направлением в работе департамента потребительского рынка, товаров и услуг является защита прав потребителей на территории области. В связи с этим ведется планомерная работа по развитию и совершенст­вованию мер защиты законных интересов граждан. Ибо, как известно, покупатель всегда прав.

В 2006 году в рамках реализации закона РФ «О защите прав потребителей» специалистами муниципальных районов было рассмотрено более 23 тысяч обращений граждан о нарушении их прав. Всем обратившимся с устными заявлениями, а их более 20 тысяч, были разъяснены их права и почти 2 тысячам граждан оказана практическая помощь в удовлетворении их требований. Из поступивших 2572 письменных обращений 98,3 процента признаны обоснованными, и решения вынесены в пользу потребителя.

Проведенный анализ показал, что 80 процентов из общего количества поступивших обращений содержат претензии на нарушение прав при продаже товаров ненадлежащего качества, в том числе с нарушением гарантийных обязательств. При этом 90 процентов из них обоснованны, и гражданам оказана практическая помощь в удовлетворении их законных требований.

Основная причина такого положения – отсутствие должного контроля за качеством поступающих и реализуемых товаров со стороны торговых организаций и нарушение сложившейся системы надзора со стороны федеральных служб.

Вполне понятно, что переход на рыночные отношения обострил проблемы, связанные с защитой прав потребителей. Изменение форм собственности привело к полной замене механизма и условий работы всего потребительского рынка и сферы услуг. Прежде не могло быть и речи о свободных ценах, праве любого гражданина или предприятия на торговлю без ограничений. Свободные запреты и чаще всего неконтролируемый поток импортных товаров, множество посредников сильно затруднили контроль за торговой деятельностью.

Требовался новый подход к защите интересов граждан. И он был выработан.

Уже 15 лет на территории Российской Федерации взаимоотношения потребителя и продавца регулирует закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует право потребителя на приобретение товара надлежащего качества, безопасного для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, с полной информацией о товаре, изготовителе, сроках годности, гарантийных сроках; на исполнение сроков и должное качество при оказании услуг.

Новая редакция закона № 171­ФЗ от 21 декабря 2004 года «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей» ужесточила требования к продавцу или организации, уполномоченной заключать договор купли­продажи или оказывать услуги потребителям. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по созданию системы защиты прав потребителей на своей территории.

С 1996 года на территории региона сложилась действенная система, способная обеспечить защиту прав и законных интересов потребителей на рынке услуг. Функции координатора всей деятельности возложены на департамент потребительского рынка, товаров и услуг админист­рации области. Создана эффективная комплексная система контроля за работой предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания вне зависимости от форм собственности. Наиболее актуальные вопросы обсуждаются на межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при администрации области, по результатам рассмотрения принимаются действенные меры.

А сегодня я поздравляю всех потребителей с праздником! Пусть у вас будет всегда хорошее настроение при посещении предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания и бытового сервиса! Желаю успешных покупок!