Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 18 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/724/

Дом, милый дом

рубрика: Общество
Автор: Наталья РОМАНОВСКАЯ

В воскресенье – Всеобщий день детей, отмечаемый ежегодно по призыву ООН. Вот уже несколько недель с экранов телевизоров не сходит социальная реклама, призывающая помогать детям. Сдать кровь. Купить браслет в «Макдоналдсе». Сделать что-то еще.


Запутавшись в многочисленных призывах делать добро, я попыталась хотя бы для себя разобраться, что же детям нужно больше всего, чтобы они росли здоровыми и счастливыми. Поговорила с людьми очень разными – от священника и домохозяйки до спортивного руководителя и много-внучной бабушки. И поняла, что, резюмируя все сказанное, можно ограничиться фразой, произнесенной депутатом Госдумы России (кстати, заместителем председателя комитета по делам женщин, семьи и детей) Александром Сизовым: «Чтобы дети росли здоровыми, нужен положительный пример родителей».

Отсутствие этого примера порождает множество проб-лем. Вот он, корень, вот она, причина. И подростковой преступности, и тотального нездоровья, и оторванности поколения – во всех смыслах.

В разрушенном, стертом с лица земли Спитаке меня в свое время поразили не запах смерти и искореженная земля, а выжившие люди. Ни один – подчеркиваю, ни один! – осиротевший ребенок не был отдан «в чужие руки». Всех разобрали родственники. Иногда такие дальние, что даже не седьмая вода на киселе, но – родственники. То есть у каждого ребенка осталась семья.

Им не грозил детдом, как большинству российских детей в такой ситуации. И слава богу. Судьбы детдомовцев так редко складываются благополучно, что нормальную их жизнь можно считать скорее исключением. Правило же – одиночество, неустроенность, драмы, трагедии... 10 процентов из них заканчивают жизнь суицидом.

В России с каждым днем становится все больше так называемых неблагополучных детей. Ярославская губерния – не исключение. Однако если раньше большую часть составляли дети, не имеющие родителей, то в последнее время наблюдается рост «социального» сиротства. Около 700 детей каждый год остаются без попечения при живых родителях.

Каждый из них нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Уже всем понятно, что самое оптимальное решение судьбы любого осиротевшего ребенка – найти для него замещающую семью. Причем правильно было бы подбирать ее под ребенка. Сейчас, увы, происходит наоборот. Более 2000 детей в Ярославской области сегодня могут (и хотят) обрести новую семью вместо казенного дома. Но мало желающих стать их родителями, хотя бы приемными.

Часть этих деток лежат в больницах – для них нет места в домах ребенка, куда должны поступать дети до четырех лет. Два дома ребенка могут дать временный приют 150 малышам. Но сегодня еще 66 детей (большей части не исполнилось и года) ждут своей очереди.

Среди них – восьмимесячная Тахмина, пятый ребенок в семье. Сейчас решается вопрос о лишении ее мамы родительских прав. В родне какие-то восточные корни – яркие глазки горят как драгоценные камни. Юркая и крепкая Тахмина прыгает в своей кроватке и, успевая визжать от восторга и хватать всех проходящих за руку, радостно поедает кашу, которой ее кормит студентка медицинского колледжа. Тахмина торопится – через несколько часов ей некого будет хватать. На две палаты, в которых лежат «брошенные» дети (от одного из них в прямом смысле убежала мама – из роддома), и еще несколько палат с обычными детьми – одна санитарка.

Меня предупредили – не берите ее на руки: потом долго кричать будет. Тахминочка нормальный, здоровый ребенок и, как все дети ее возраста, остро нуждается в общении. Я взяла на руки Игоря, годовалого мыслителя, стоявшего в кроватке спокойно и сосредоточенно. Холодные пальчики тут же уцепились за руку, за плечо, за рубашку. Найдя крестик и схватив его, Игорь радостно улыбнулся и сказал: «Да!» Наверное, это было «дай». Я не отдала ему крестик и долго потом мучилась этим.

Эти дети здоровы. В отличие от маленького эльфика Сережи Гусева, бледного, воздушного, с треугольными ушками, про которого медсестра сказала: «Смотрите, привезли поленцем, а ведь скоро ходить будет». В отличие от двухлетнего Антона, кандидата на перемещение в «спецдом», монотонно покрикивающего и качающегося, или четырехмесячной Ульяны, в крови которой полно материнских антител к гепатиту С. До полутора лет никто не сможет сказать, будет ли у самой Ульяны гепатит или материнские антитела уйдут, не причинив ей никакого вреда. Но никто и не будет с нетерпением ждать этого срока, диаг-ноз матери – приговор для Ульяны. Ее никто не возьмет. Разве что иностранца к нам занесет.

Понятно, что большую часть этих детей никто не усыновит. По словам врачей из дет-ской больницы, «мальчиков совсем не берут, даже здоровеньких». Однако для ребенка выходом может быть не только усыновление или опека, но и относительно новая для России форма семейного воспитания – приемная семья.

Узаконена она была в 1996 году с принятием Семейного кодекса. Государство, заключая через органы опеки договор с гражданином, поручает ему исполнение своих государственных функций – воспитание детей, оставшихся без попечения. И оплачивает его труд, помогая ему и контролируя его работу. В этом случае, в отличие от опеки и усыновления, у приемных родителей с ребенком не возникает ни родственных, ни правовых отношений. Но это очень благоприятная для ребенка форма устройства его судьбы. Ребенок имеет перед глазами достойный пример семейных взаимоотношений, образец ведения семейного хозяйства – и в результате вырастает гораздо более приспособленным к жизни, чем детдомовская сирота. Практика показала, что в приемной семье (в сравнении с дет-ским домом) дети быстрее развиваются физически и интеллектуально.

ЭТО ОТЛИЧНЫЙ ВЫХОД НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РЕБЕНКА

О том, как сегодня живут наши приемные семьи и что делается для того, чтобы их становилось больше, рассказывает заместитель директора департамента образования Вера СУМЕРКИНА.

– Вера Михайловна, что нового ожидает приемных родителей в следующем году, будут ли улучшены условия поддержки семей?

– В нашей области создана хорошая нормативная база по жизнеобеспечению приемных семей. В 1997 году принят и реализуется закон Ярослав-ской области «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемным семьям». Сейчас подготовлен проект закона Ярославской области, в соответствии с которым не только губернаторские надбавки, но и вся зарплата приемным родителям будет выплачиваться из областного бюджета. Сегодня это расходы местных бюджетов, что в какой-то степени является препятствием при создании приемной семьи. В соответ-ствии с этим законопроектом семьям, взявшим меньше трех детей, будет гарантирована 30-процентная скидка на оплату коммунальных услуг.

– Нет ли проволочек с выплатой зарплаты?

– Это исключено. Зарплату получают без малейшей задержки. Так же как и средства на содержание детей. Примерно два раза в год сумма содержания изменяется, в последний раз она увеличилась на 300 рублей.

– Не теряют ли осиротевшие дети некоторые свои преимущества, попадая в приемную семью?

– Не теряют. На них распространяются все льготы, положенные сиротам. Поступление в вузы – внеконкурсное. Обеспечение жильем по достижении 18 лет. С 2002 года областной бюджет на приобретение квартир для сирот потратил 39 миллионов рублей, обеспечили жильем 164 человека. Квартиры получили дети в том числе Углича, Рыбинска.

– Есть ли ограничения по возрасту для приемных родителей?

– В принципе возрастных ограничений нет, однако учитывается, есть ли практическая возможность вырастить ребенка, состояние здоровья. Есть перечень болезней, при наличии которых нельзя стать приемным родителем.

– Есть ли возможность расторжения договора в каких-то критических ситуациях?

– Естественно. Все преду-сматривается в договоре: сроки, условия содержания, воспитания. И условия расторжения: болезнь родителей или ребенка, конфликтные ситуации. Договор может быть прерван обеими сторонами – и родителями, и органами опеки, в том числе и по инициативе ребенка. Хотя таких случаев пока не было.

– А какие были? Есть ли не вполне стандартные семьи или все как обычно: мама, папа, двое-трое детей?

– Нет, конечно, есть очень необычные примеры. Вот семья из Рыбинска воспитывает детей-инвалидов, сознательно берет детей, которым нужна помощь. Прекрасная полноценная семья, дети учатся, занимаются в кружках. В 2004 году семья награждена почетной грамотой департамента образования, сейчас у них пятеро детей, в семье один выпускник и даже один внук!

– Мамы не комплексуют от того, что становятся домохозяйками?

– Но это совсем не так! Мама – родитель-воспитатель, у нее идет трудовой стаж, с ней заключен договор гражданско-правового характера. Воспитание детей в приемной семье с точки зрения государства – труд.

– Установлен ли минимум доходов, который должна иметь семья, чтобы ей разрешили взять детей?

– Для приемной семьи не существует четкой регламентации, какой должен быть доход. О детях продолжает заботиться государство, и зарплату родитель-воспитатель тоже будет получать.

– Детей выбирают?

– Правильнее сказать, что идет подбор ребенка с учетом пожеланий потенциальных родителей. Они смотрят анкетные данные, фотографии. Соб-ственно знакомство происходит уже с конкретным ребенком.

– А если нет подходящего? Меняют запросы?

– Меняют. Если человек осознанно принял такое важное решение, то он его выполняет.

– Идет ли «цепная реакция» создания приемных семей в районах?

– Одни тянутся за другими. Вот в Рыбинске две родные сестры создали приемные семьи, сначала одна, потом вторая. В Угличе идет активный процесс, там уже 10 семей. В Даниловском районе активно устраиваются дети, там 11 семей.

– И какова статистика?

– Сейчас у нас в области 49 приемных семей. С 2001 по 2004 год образовалась 21 семья, в течение 2005-го – 23 семьи, причем только за октябрь – шесть! Динамика явно положительная, однако недостаточная для того, чтобы говорить о решении проблемы в ближайшем будущем.

– Что, на ваш взгляд, главное нужно сделать для развития института приемной семьи?

– Нужно лучше информировать людей о новых возможностях. Все остальное уже делается. Это ведь отличный выход не только для ребенка, но и для семьи, его принимающей.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ В ПОДРОБНОСТЯХ

Какие дети передаются на воспитание в приемную семью?

Сироты и другие дети, оставшиеся без попечения. В отличие от процедуры усыновления в приемную семью могут передаваться и те дети, у которых родители находятся в заключении или по состоянию здоровья не могут выполнять родительские обязанности. В приемную семью может помещаться и ребенок, родители которого находятся в розыске, не имеют определенного места жительства.

Кто может стать приемным родителем?

Совершеннолетние лица обоего пола, состоящие в браке или одинокие. Не могут – лишенные родительских прав, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом, бывшие опекуны, недееспособные.

На какой срок можно взять детей?

Срок оговаривается при заключении договора, можно сразу до совершеннолетия ребенка, можно на год-два или более.

Какие документы нужно представить?

Справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинские справки о состоянии здоровья, копию свидетельства о браке (для тех, кто состоит в браке) и документы, удостоверяющие личность. Перечень документов с подробными пояснениями может получить каждый желающий.

В какой срок рассматриваются документы?

Не более месяца – и по закону, и на практике.

Каково материальное обеспечение приемной семьи?

Размер содержания ребенка в приемной семье идентичен опекунскому пособию. Сегодня на школьника выделяют 3602 рубля в месяц, на ребенка младше 7 лет – 2747 рублей. Содержание детей в приемных семьях полностью обеспечивается из областного бюджета.

Есть и единовременные выплаты (в соответствии с постановлением губернатора) – по 10 тысяч на каждого ребенка, передаваемого в семью. На детей выплачиваются алименты, пособия, пенсии по потере кормильца, если они им полагались до принятия в новую семью.

Оплачивается ли труд приемных родителей?

Заработная плата приемных родителей зависит от количества принятых на воспитание детей, их возраста, состояния здоровья. За точку отсчета принимается размер минимальной заработной платы – на сегодня МРОТ равен 800 рублям.

Размер ежемесячной оплаты труда приемных родителей, взявших на воспитание одного ребенка, устанавливается в размере 3 МРОТ, двоих – 4 МРОТ, троих – 5 МРОТ, более трех детей – увеличивается на 30 процентов на каждого последующего приемного ребенка. Есть доплата за детей, не достигших трехлетнего возраста или имеющих отклонения в развитии.

В соответствии с постановлением губернатора Ярославской области «О поддержке приемных семей» к заработной плате приемного родителя прибавляется 50-процентная надбавка и частично оплачивается труд второго приемного родителя – в размере 30 процентов от зарплаты первого.

Какие еще есть льготы?

На семьи с тремя детьми (включая родных) распространяются все льготы, установленные в Ярославской области для многодетных семей, – скидки при оплате коммунальных услуг, путевки, бесплатный проезд для детей.

Куда обращаться тем, кто хотел бы создать приемную семью?

Консультацию и содействие при создании приемной семьи можно получить в районных отделах образования по месту жительства (орган опеки и попечительства) или в центре по усыновлению, опеке и попечительству, который находится по адресу: 150040, Ярославль, ул. Некрасова, 58. Тел. 72-01-14, тел./факс 72-00-85.