Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 23 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/7346/

Пирожок – всему голова

рубрика: Общество
Автор: Светлана ОВЧАРЕНКО

Количество школьников первой группы здоровья в Ярославле сегодня не превышает пяти процентов, в то время как число хронически больных детей растет. На третьем месте среди отклонений после патологии опорно-двигательного аппарата и болезней глаз – заболевания желудочно-кишечного тракта (их почти четырнадцать процентов).


Таковы цифры, озвученные специалистами управления здравоохранения и фармации мэрии города, которые подвели итоги 2006 года по заболеваемости детей семи – семнадцати лет.

Среди факторов, влияющих на такое формирование здоровья школьников, – интенсивные учебные нагрузки, жесткий режим обучения и нарушение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса. В том числе и, наверное, в большей степени – питания.

Мы решили выяснить, что едят дети в ярославских школах.

– Принимая в первый класс ребят, мы проводим опрос. Спрашиваем первоклашек, что они кушают дома, какие блюда у них любимые, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Соцпитание» Мария Тураева. – Ежегодный ответ, к сожалению, настораживает. Оказывается, большинство ребят не знают, что такое, например, творог, но зато макароны и сосиски – любимая пища почти у каждого.

Родители на такие заявления реагируют спокойно. Мол, мы не виноваты – их так в садике приучили. Однако это не так – в садах, наоборот, редко увидишь сосиски. Питание там здоровое и разнообразное.

В школе № 71 мы поговорили с мамой одного из первоклашек.

– У нас ребенок всеядный, – сказала Людмила Михайловна. – И, безусловно, в школе он ест все, что дают. Кормят прилично. Но и дома мы всегда стараемся, чтобы еда была разнообразная.

Эта семья скорее исключение из правил. Большинство родителей кормят своих чад блюдами быстрого приготовления – макаронами с сосиской. На запивку – «растишку» или «актимель». Проблема в том, что эту ситуацию не исправляет и школа. Если первоклашки, обучающиеся с продленкой, получают минимальный набор калорий, минеральных веществ и витаминов, то дети средних и старших классов и их не видят.

– Малыши обязательно получают первое, второе и третье блюда, – рассказывает работница столовой школы № 71. – Ребятам же постарше мы заказываем салаты, гарниры и мясные или рыбные обеды. Что они выберут – их дело.

Эта школа, как, впрочем, и большинство в Кировском и Ленинском районах, не обустроена к самостоятельному приготовлению еды. Ее привозят из закрепленных за районами фабрик-кухонь. Буфетчицы заказывают чаще всего то, что ежедневно хорошо продается, а не то, что может оказаться полезнее для детей.

– Видите, в меню есть печень, – комментирует кухарка. – Но я уже забыла, когда заказывала ее для ребят.

Дети такую еду не любят. Из пяти привезенных порций покупают от силы две. Возвращать или оставлять продукты на следующий день не положено. Так что выход один – не включать блюдо в меню вовсе.

Зато блины со сгущенкой во всех учебных заведениях пользуются нешуточной популярностью. Все приготовленные или заказанные порции улетают с маху, некоторым желающим даже не достается. В изобилии в школьных буфетах на полках лежит шоколад. Но, что интересно, дети его не стремятся покупать. Говорят, дорого, а карманных денег и так не хватает.

– Родители мне дают в день по пятьдесят – сто рублей, – поделился одиннадцатиклассник Кирилл. – Конечно, не хватает.

Пятьсот рублей в неделю, две тысячи – в месяц, по мнению мальчика, мало. Погулять сходить, пиво купить, сигареты, а денежный лимит ограничен. Так что на нормальное питание в школе, как и на шоколад, средств не остается.

По наблюдениям буфетчицы школы № 44, мальчики очень любят пирожки, которые представлены в огромном ассортименте: с капустой, изюмом, картошкой, курагой. Девочки же предпочитают пюре с рыбой, макароны с котлетой.

В школах, где повара сами занимаются приготовлением еды, первое горячее в принципе может получать каждый, однако дети от него отказываются.

– Суп я не ем, – говорит восьмиклассник Леша. – Лучше стакан сока куплю и пирожное можно.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко на одной из своих недавних московских пресс-конференций заявил, что все школьные буфеты следует закрыть, а организацию питания отдать коммерческим структурам. Может, для кого-то это и новшество, но в Ярославле так и обстоит уже давно. Во Фрунзенском и Красноперекопском районах питанием школьников занимается ООО «Социальная сфера», а в остальных четырех – ЗАО «Соцпитание».

– Ребенок в школе должен получать горячую пищу, а буфетную продукцию мы будем убирать, в том числе используя административное законодательство, – пригрозил Онищенко.

Решится ли проблема больных желудков таким образом, пока неизвестно.

Допустим, школы обяжут продавать горячие обеды, а пирожное и мороженое убрать из ассортимента. Но будут ли тогда дети есть правильно, не побегут ли в соседний ларек за конфетой или печеньем? Да и чем будут коммерческие организации зазывать ребят в столовую, тоже непонятно. Возможно, низкими ценами на продукцию.

Сейчас, например, салат из свежей капусты стоит примерно пять рублей. Пюре или тарелка макарон около четырех – шести. Подороже мясо. Рулет из курицы, например, шестнадцать рублей. Котлета – десять. В среднем, чтобы сытно пообедать, школьник должен отдать двадцать пять рублей.

Льготникам – а это малообеспеченные или дети из многодетных семей, находящиеся под опекой или на учете в противотуберкулезном диспансере, дети-инвалиды – завтрак оплачивает областной бюджет. Это восемнадцать рублей в день.

Другим вариантом привлечения внимания детей к горячему питанию может стать, например, шведский стол. На первый взгляд удобно. Пришел ребенок в столовую и выбрал по желанию одно из нескольких предложенных блюд. Но есть и обратная сторона медали.

В Ярославле попытку создания шведского стола предприняла директор школы № 56 Татьяна Озерова, побывав со своими учениками в колледжах Америки и Франции.

– Детей очень впечатлило то, что им можно было есть все по своему желанию, – говорит она. – Выбор огромный, вплоть до мороженого.

По возвращении Татьяна Николаевна обратилась за поддержкой к мэру. Средств на такое предложение в бюджете не оказалось.

– Сейчас во всех учебных заведениях меняют школьное оборудование, – рассуждает Озерова. – Нам не так давно установили линию для раздаточных блюд. Это, наверное, и стало причиной отказа.

Мария Тураева, гендиректор ЗАО «Соцпитание», уверена, что определяющей в отказе на финансирование стала другая причина.

– В первую очередь желание создать шведский стол в школах не одобрила санэпидстанция, – поясняет она. – Ребенку трудно объяснить, что есть нужно полезную пищу, а не только вкусную. Но при выборе блюд он будет руководствоваться именно вторым.

Проще говоря, любит ребенок мясо, а рыбу терпеть не может. И, конечно, при возможном выборе будет брать со стола только лишь мясные изделия, а необходимый его растущему организму фосфор так и останется на блюде.

По словам Марии Андреевны, создавать новшество можно только для старшеклассников, хоть как-то заботящихся о своем здоровье. А тем, кто учится в средних и младших классах, пока следует предлагать уже проверенное временем меню.

– Сейчас без всяких новшеств создано двухнедельное полноценное меню, – продолжает Мария Андреевна. – Съедая все предложенные продукты, ребенок получает необходимые для его роста и развития витамины, микроэлементы и питательные вещества.

Я побеседовала со школьниками. Лишь малая часть ответила, что всегда обедает в школьной столовой. Остальные – либо вообще не едят, либо предпочитают перекусывать сухими пайками. А основной едой все так же остаются пирожки.

При сложившейся ситуации медики очень сомневаются. что удастся улучшить здоровье молодежи из-за сухомятки. Первыми страдают органы желудочно-кишечного тракта. Затем нарушается обмен веществ. У девочек, как это можно нередко видеть, появляется раннее ожирение, да и мальчики, если не занимаются спортом дополнительно, становятся мягкотелыми.

Насильно заставлять ребят есть нет смысла. Родители тоже не могут проконтролировать питание своего чада вне дома. Остается школа. Как она решает эту проблему, мы уже видели.