Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 23 марта 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/7357/

Размышления по дороге из Ярославля в Москву

рубрика: Общество
Автор: Любовь ШИШХАНОВА

С 1972 года я живу в Ярославле и являюсь постоянным пассажиром Северной железной дороги. В силу своей профессии мне приходилось очень часто ездить в Москву на поезде, так как почти все маршруты моих гастрольных поездок пролегали через столицу. В настоящее время я езжу в Москву не только часто, но и регулярно, каждую неделю, так как с 2001 года преподаю в Московской консерватории.


Конечно, как и все ярославцы, я предпочитала нашу «электричку», которая в доперестроечные советские времена казалась нам, да и была верхом комфорта. Удобные кресла, откидывающиеся назад, в которых можно было и подремать, и помечтать, глядя в окно. Улыбающиеся проводницы, всегда вежливые и любезные, разносили чай из титана в настоящих стаканах с подстаканниками. Чай был горячий и душистый. В каждом вагоне по два туалета, работал буфет и был даже детский вагон, где могли ехать мамы с грудными младенцами, и где все было предусмотрено, чтобы маленькие пассажиры не испытывали неудобств: и кроватки, и игрушки, и даже боксы для кормящих матерей. Единственным неудобством, на мой вкус, было постоянно включенное радио, которое почему­то все должны были слушать четыре часа вплоть до Москвы вне зависимости от индивидуальных склонностей и привычек.

В начале девяностых годов появился поезд 93/94, который представлял собой образец комфорта, он был красив по дизайну и действительно удобен. Ярославцы им гордились. А вскоре пустили еще один поезд, который находился в ведомстве Московской железной дороги. Время его прибытия в Ярославль в 12.18 и отправления в Москву в 16.30 очень облегчило участь ярославцев, которым на ночь глядя необходимо было ехать в столицу, а также и москвичей, которым было удобно приезжать в наш город с деловыми визитами.

Мне кажется, что именно с этого момента и началось наше общее «ярославское страдание». Поезд 93/94, наш родной ярославский, пропал без вести на запасных путях, а вместо него появился «близнец» московского, да не какой­нибудь, а поезд повышенной комфортности «Савва Мамонтов»!

Ах, как жаль, что сам Савва Иванович не может прокатиться из Ярославля в Москву на поезде, носящем его имя! Мне кажется, что он просто озолотил бы человека, который бы растолковал ему, почему «электричка» наша называется поездом повышенной комфортности. Уж кто как ни Савва Иванович понимал, что такое комфорт!

Судите сами. Вагон первого класса. На первый взгляд, выглядит он солидно и даже, можно сказать, комфортабельно. Но это только на первый взгляд. Столик, четыре кресла по два с каждой стороны, цветочки, занавесочки на окнах и ковровые дорожки – все это радует глаз, ничего не скажешь. Но попробуйте забросить свой багаж на полки, которые находятся поистине на недосягаемой высоте. Человеку среднего роста это недоступно, надо звать членов баскетбольной команды. Однажды я провожала органиста из Германии, игравшего в филармонии концерт. После наших совместных усилий водрузить его чемодан наверх он сказал следующее: «Я, кажется, такого же роста, как и многие русские мужчины. Как же надо не любить людей, чтобы сделать такие полки!» Но это только первый этап мучений после посадки.

Далее не худо бы и раздеться. А это тоже проблема и не маленькая. Вешалки устроены так, что пользоваться ими можно в лучшем случае только в осенне­летний сезон. Укреплены они прямо над столиком. Если речь идет о зимнем времени, то когда четыре шубы или зимних пальто вешаются на одну вешалку, то сидящие у окна вплоть до самой Москвы света белого не видят и чувствуют себя отнюдь не пассажирами поезда повышенной комфортности, а скорее работниками театрального гардероба в день аншлагового спектакля. Я уже не говорю о том, что кресла расположены так близко, что люди, сидящие в них друг напротив друга, не имееют возможности вытянуть ноги и вынуждены все четыре часа сидеть «коленка в коленку» и «глаз в глаз» с соседями напротив. Кресла, несмотря на внешнюю добротность, неудобны: они не откидываются, в них не подремлешь и не помечтаешь, и голову приклонить некуда. В общем, чувствуешь себя как в «испанском сапоге».

Единственно, что роднит теперешнюю «электричку» с прежней, это демонстрация видеофильмов. Если раньше мы четыре часа слушали лучший набор из соответствующей времени «попсы», то в поезде «Савва Мамонтов» ярославцы дружно должны просматривать наши лучшие фильмы советских времен. Фильмы действительно хорошие, но ведь всему свое время и место. Если человек хочет посмотреть кинофильм, он идет или в кинотеатр, или сидит дома у телевизора. Но до каких же пор нас будут кормить «демьяновой ухой»?! Эта проблема уже давно решена на международных рейсах Аэрофлота: всем пассажирам выдают наушники, и каждый может смотреть и слушать все, что захочется. Неужели повышенная комфортность заключается в том, чтобы раннее утро человек начинал с просмотра «Служебного романа»?!

«Чайная церемония» тоже претерпела изменения далеко не в лучшую сторону. Чай теперь привозят на тележках девушки из буфета, наливают его в пластмассовые стаканчики из термосов, да и получить его можно не когда захочется, а когда привезут. Согласитесь, это, как говорят в Одессе, «две большие разницы»...

Заглянем во второй класс. Он был бы в пять раз лучше первого, если бы не новая планировка: с одной стороны два кресла, с другой – три. Одного­то соседа не хочется беспокоить, если потребуется выйти, а уж двух и подавно. Да и духота иногда бывает немыслимая, так как кондиционеры то работают, то не работают.

Но есть и преимущества: ни радио, ни телевизора! Можно предаться своим размышлениям или упасть в «объятия Морфея», благо кресла куда удобнее, чем в первом классе (они откидываются). Никаких столиков и соседей «визави», можно вытянуть ноги и спать до самой столицы! (Если вашим соседям не потребуется выйти).

Ну а теперь по закону драматургии развития пришло время сказать о самом главном и наболевшем. До чего же терпелив ярославский народ! Просто диву даешься! На весь поезд (10 вагонов) всего­то четыре туалета. Извините, может быть, ошиблась, но точно не больше. Вот уж действительно, «как же нужно не любить людей»! Туалеты, как правило, поблизости от вагонов первого класса или в них же. Если же вы едете во втором, то иногда надо пройти два или три вагона. Для пожилого или больного человека преодолеть два­три перехода между вагонами без посторонней помощи просто невозможно. Но и это еще не все. Очереди в туалет не помещаются в тамбуре и распространяются на полвагона, особенно зимой, когда в тамбуре стоять долго невозможно из­за холода.

За что, за какие такие прегрешения должны страдать пассажиры поезда повышенной комфортности?! Нельзя ли и не пора ли этому конец положить? Верните нам нашу «электричку». Ведь от добра добра не ищут. Беру на себя смелость заявить, что Савва Иванович Мамонтов был бы со мной полностью согласен.

И еще одно пожелание. Очень хочется приблизиться к международным стандартам. Не пора ли ввести на железной дороге систему льготных билетов. Убеждена, что очень много ярославцев ездят в Москву и часто, и регулярно (равно как и москвичей из столицы в Ярославль). Выгода от этого обоюдная.

Закончить мое письмо мне хочется на радостно­оптимистической ноте. Уже несколько раз я прихожу на Ярославский вокзал в Москве днем и застаю такую картину: на втором этаже, преобразившемся после ремонта, в зале ожидания – очень светлом, чистом и просторном – стоит рояль, за которым сидит человек в форме железнодорожника, он играет импровизации на темы известных и всеми любимых русских и советских песен. Играет очень хорошо! Пассажиры сидят притихшие и слушают с большим вниманием. Удивительно, как преображает все вокруг живая музыка. На вокзале становится по­домашнему уютно и тепло. Я не знаю, кому принадлежит эта идея, но от души хочется сказать за это начинание огромное спасибо!