Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 24 июля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9046/

Юность в рабочей спецовке

рубрика: Общество
Автор: Николай КОЛОДИН, член Союза журналистов России

Технический лицей № 2 расположен на улице Кузнецова по соседству с автомеханическим техникумом. Интересно наблюдать за лицеистами, особенно когда в перерывах между занятиями кучкуются они у входа в здание, такие похожие и непохожие одновременно: юные, продвинутые, веселые, работящие. Что-то неуловимо отличает их от другой молодёжи, от ребят, не связанных с «учагой», как любовно зовут они свой лицей. Это отличие, думаю, в их технической любознательности и мастеровитости.


За 85 лет своего существования училище подготовило для промышленных предприятий Ярославля свыше сорока тысяч высококвалифицированных рабочих. Ныне созданный на его базе лицей переживает «вторую молодость».

Во время визита в Ярославль главы компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски топ-менеджер компании по кадрам Ф. Мурашёв побывал в лицее, и, когда на следующий день при посещении ОАО «Автодизель» речь на совещании за-шла о системе учёта работы мастерского состава, он предложил не изобретать велосипед, а взять за основу систему рейтинга, разработанную в подшефном техническом лицее. И он знал, о чём говорил. Оценка знаний здесь разработана уникальная, равной которой нет в подобных учебных заведениях не только Ярославля, но и России.

Система индивидуального рейтинга заключается в следующем: по балльной системе учитываются не только успехи в овладении профессией, специальными и общеобразовательными дисциплинами, но и спортивные достижения, техническое творчество, художественная самодеятельность, дисциплина, дежурства и даже взыскания и благодарности. Из баллов, полученных каждым из лицеистов, складывается средний балл группы. И те, у кого личный балл превышает среднегрупповой, претендуют на повышенную стипендию и иные формы поощрения.

Несмотря на всю сложность системы, осуществляемой с помощью компьютеров, она удовлетворяет и преподавателей, и лицеистов в силу своей исключительной объективности. Сами ребята в рейтинге ориентируются совершенно свободно и ревностно следят за получаемыми баллами. Одно лишь дополнение к сказанному: баллы рейтинга здесь не вместо оценок, а вместе с оценками!

В лицее идёт постоянный поиск нового. Здесь разработана учебная программа с модульной блочной системой, когда каждый учебный цикл (или блок) предполагает завершённый уровень профессионального образования и позволяет в рамках основной профессии получить ещё несколько рабочих специальностей. К примеру, тот же наладчик станков и оборудования при необходимости сможет работать и токарем, и расточником, и фрезеровщиком, и сверловщиком.

Я спрашиваю замдиректора лицея Людмилу Николаевну Баскову: «А как же расхожее мнение, что в ПТУ идут только те, кто больше уже нигде не сможет учиться?»

Она отвечает, что это отчасти верно. Ребята здесь в основном из социально незащищённых семей. Мало у кого родители имеют высшее образование, зато много – без среднего. И каким же педагогическим даром, любовью к детям надо обладать, чтобы выпустить не только хороших рабочих, но и готовых к нелёгкой жизни людей – неозлобленных, неравнодушных, инициативных, таких, как Ваня Бирюков, который выбрал одну из самых востребованных на рынке труда специальностей – наладчика станков и технического оборудования. Он старается учиться без троек и входит в десятку лучших учеников курса. Легко решает интегральные уравнения, задачи по физике и химии, любит читать научно-техническую литературу. А ещё он мечтает поступить после лицея в политехнический институт, чтобы гордились им не только родители, но и его собственные дети. И он не один такой. Ежегодно на традиционном празднике «День лицея» награждают «Лучшую десятку» каждого курса.

В лицее сложился хороший педагогический коллектив. Директор Андрей Николаевич Трошин называет уважаемых и ребятами, и родителями педагогов – мастера слесарного делаВ. Н. Питерякова, учителейТ. М. Козину, Л. С. Голдынскую, С. А. Савину...

Здесь в учебные планы входят такие дисциплины, как «Культура делового общения», «Эффективное поведение на рынке труда», «Компьютерные деловые программы». И не случайно по окончании лицея наиболее предприимчивые из ребят открывают свой бизнес.

В лицее интересно не только учиться. С увлечением занимаются ребята в самодеятельном драматическом театре «Крыша», лицейская команда весёлых и находчивых неодно-кратно становилась победительницей областных конкурсов команд «КВН». Глядя на лицеистов в элегантных котелках и смокингах, с трудом веришь, что перед тобой будущие токари, фрезеровщики, наладчики: настолько артистично и естественно смотрятся они в, казалось бы, непривычных костюмах.

Много внимания уделяется воспитанию активности ребят, чему в немалой степени помогают такие акции, как «Молодёжь против наркотиков» и «Молодёжь и выборы». К примеру, каждый, достигший восемнадцатилетнего возраста, может принять участие в процедуре выдвижения себя «кандидатом в депутаты».

Стоит ли удивляться, что компания «Базовый элемент» избрала для своего шефства именно это учебное профессионально-техническое заведение, гарантируя «софинансирование в приобретении учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, в разработке учебно-методического обеспечения, в модернизации и ремонте помещений под учебные мастерские и лаборатории на общую сумму двадцать миллионов рублей». Лицей победил и в конкурсе Министерства образования и науки по отбору государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования для обеспечения государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств.

В беседе с директором лицея, отличником профтехобразования России Андреем Николаевичем Трошиным, я не мог не коснуться этой темы. 20 миллионов от «Базового элемента» да ещё столько же от Министерства образования и науки – это много или мало?

– Раньше и миллион в год мы считали за благо, а тут сразу сорок миллионов, – ответил он. – Эти средства позволят приблизить подготовку выпускников к современному производству. Они пойдут, в частности, на создание учебно-производственного участка станков и манипуляторов с программным управлением, лаборатории роботизированных комплексов, лаборатории автоматизированных рабочих мест, наконец, лаборатории информационных технологий для подготовки и переподготовки профильных рабочих. Предстоит обновление и модернизация всей материально-технической базы лицея с увеличением доли современного оборудования в мастерских и лабораториях машиностроительного профиля до 50 процентов. Появятся современные кабинеты, оснащённые компьютерами и интерактивными досками, станки с ЧПУ, роботы и симулятивное оборудование.

Последнее особенно удивило меня, но директор разъяснил, что речь идет о современных тренажёрах, вроде тех, на которых пилоты, не взлетая, отрабатывают технику полета.

Ну что же, счастливого полёта, лицей!