Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 25 июля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9066/

К чему готовить свое сердце...

рубрика: Общество
Автор: Мария СТУПАКОВА, студентка ЯГПУ имени К. Д. Ушинского

Для большинства школьников и студентов лето – время весёлых и шумных каникул. Это поездки на море, походы с друзьями, встречи и тусовки. Но есть другие ребята, лишённые всего этого. Это дети, живущие в детских домах. То, что для нас вполне естественно – вечерний разговор с мамой, выходные с родителями на даче, семейный просмотр фильма – для них предел мечтаний.


Лето такие дети проводят в лагерях, наравне с теми, кому посчастливилось жить в семье. Три-четыре смены лагерной жизни. Конкурсы, концерты, эстафеты, купание в реке, поход в лес – всё то же самое, кроме одного – в выходные к обычным детям приезжают с авоськами и новостями из дома родители. К детдомов-ским детям приезжают редко.

Самое страшное, что у большинства таких детей есть родители. Но они либо пьют, либо лишены родительских прав. Иногда ребята сами приходят в детские дома, не в силах выносить домашний кошмар. Но ещё страшнее, когда они убегают на улицу, начинают бродяжничать и заниматься попрошайничеством.

Для многих таких детей программа «Большие Братья/Большие Сёстры» – настоящее спасение. Волонтёры, студенты ярославских вузов, проходят полугодовой курс обучения, после чего им подбирается пара – ребёнок в возрасте от 7 до 16 лет, живущий в детском доме. В обязанности волонтёра входит навещать ребёнка 1-2 раза в неделю, разговаривать с ним, помогать в подготовке домашнего задания, под расписку брать на прогулку.

Я стала волонтёром в конце апреля. Помню, как меня отговаривали друзья: «Привяжется она к тебе и что потом? Ты же не сможешь с ней быть всё время рядом!». Наверное, я тогда не осознавала всей сложности этой программы. Мне просто хотелось, чтобы был маленький человечек, которого можно было называть «сестрёнкой» и о котором можно было бы заботиться.

После первой неудачной попытки, когда ребёнок сидел и слова не мог сказать, идти было страшно. Бесконечные «а вдруг?» вертелись в моей голове. Длинный тёмный коридор, ведущий к самой младшей группе детского дома, казался бесконечным. Меня удивила царящая тишина, хотя было всего пять часов вечера. Но как только я увидела Таню – хорошенькую десятилетнюю девочку с недетской грустью в глазах, все страхи отпустили.

У нас был всего час. Я не знала, как начать разговор, сидела и улыбалась. Организатор программы начала помогать: «Расскажи Тане что-нибудь про себя. Ну, про своих домашних животных. Тебе ведь интересно, правда, Танечка?» Таня кивала головой, улыбалась и внимательно наблюдала за мной. Мы вслух зачитали контракт – обязанности и права волонтёра и ребёнка. Внутри меня била нервная дрожь: а вдруг она сейчас откажется подписывать контракт и не захочет, чтобы я стала её старшей сестрой? Но все мои страхи оказались напрасными. Таня радостно кивнула и аккуратно вывела свою фамилию на белом листке бумаги. Так мы официально стали «сёстрами».

Всё у нас получалось как-то легко. Когда я приходила, Таня радостно бежала мне навстречу, обнимала и говорила: «Я знала, что ты придёшь, и ждала тебя!» Здесь надо быть особенно пунктуальным. Я вспомнила, как Лис говорил Маленькому Принцу: «Лучше приходи всегда в один и тот же час. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить своё сердце... Нужно соблюдать обряды».

Помню, мы играли в какую-то игру с кубиком и фишками, Таня явно выигрывала, но она сказала: «Бросай кубик, ещё, ещё, смотри, ты выиграла!». И сколько было радости в глазах, когда она видела, что радуюсь я.

В мае среди участников программы «Большие Братья/Большие Сёстры» состоялись соревнования – «Команда что надо». Нужно было выполнить десять заданий – от забрасывания в сетку по очереди баскетбольного мяча и прыгания вдвоём через скакалку до набрасывания на голову резинового гуся колец и футбола со связанными ногами. Это были не просто конкурсы, а задачи, направленные на сближение волонтёров и детей. У нас получилось. Мы с Танюшкой под подбадривание болельщиков мужественно проходили не самые простые испытания. Наше первое место, разделённое ещё с одной командой, было всплеском радости и гордости друг за друга.

А потом Таня уехала в лагерь. Мы встретились лишь через полтора месяца, когда началась третья смена. Моя загорелая сестрёнка радостно бежала навстречу, а потом доверчиво вложила свою ладошку в мою руку. «Представляешь, а я выиграла конкурс рисунков на асфальте! И мне куклу подарили! Совсем, как в рекламе показывают!» – делится восторгом Танюшка.

Ничем не примечательный лагерь. Маленькие деревянные домики, комнатки с восьмью кроватями, песни группы «Нэнси», доносящиеся из клуба. «У нас есть девочка, которая дружит, только когда к кому-то приезжают, – рассказывает Таня. – А когда сладости заканчиваются, заканчивается и дружба. Так ведь нельзя поступать, правда?» И смотрит в глаза, ища поддержки.

По пути к корпусу мы встречаем заведующую. Она одо-брительно смотрит на нас и говорит: «Это хорошо, что вы к ней приехали. К ним редко кто приезжает, а они всегда радуются. Танюша – молодец. Очень работящая девочка!»

В такие минуты, когда на тебя смотрят доверчивые детские глаза, а руку согревает тепло маленькой ладошки, начинаешь чувствовать себя нужной, а все другие проблемы как-то отступают на задний план.

Короткие часы проходят слишком быстро. Для нас обеих они были наполнены восторгом и радостью состоявшейся встречи. Таня провожает меня до калитки и говорит на прощание: «Нас временно перевели в 9-10 группу. Ты ведь найдёшь, когда придёшь ко мне в гости, правда?»

Я киваю, обнимаю Танюшку и иду к машине, в которой меня ждёт отец. Почему мне становится неудобно перед девочкой? Ведь я еду домой со своим отцом, а она остаётся в лагере, и ещё неизвестно, когда увидит своих родителей, которые так редко приходят её навещать. Но по пути к машине всё время улыбаюсь, а уезжая, вижу маленькую фигурку, стоящую у калитки и машущую рукой на прощание...