Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 26 июля 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9070/

Семнадцать метров на девятерых

рубрика: Общество
Автор: Алина КИМ

При расселении аварийного жилья семье из девяти человек предложили переехать из коммуналки в центре города в однокомнатную квартиру жилой площадью 17 кв.м на Липовой горе. А когда семья отказалась – начали заставлять через суд. В квартиру пришли приставы, чтобы описать имущество, и только с помощью милиции Архиповым удалось отстоять жилплощадь. Эти люди доведены до отчаяния и собираются держаться до конца, всерьёз угрожая... самосожжением.


Родители Ирины Архиповой приехали в Ярославль еще во время войны – их вывезли из блокадного Ленинграда. Жили у родственников. Тридцать пять лет назад Ирина, работавшая в то время в столовой обкома партии, по распоряжению Федора Лощенкова получила комнату в коммуналке на первом этаже дома № 11 по улице Свободы, в котором находится магазин «Букинист». Сейчас Ирина Петровна – пенсионерка, у нее трое детей, трое внуков и правнук. Девять человек из этой семьи прописаны в одной комнате на 25 кв. м. Раньше такое количество людей ни за что не зарегистрировали бы на такой маленькой площади, но по новому законодательству отказать в прописке не имеют права, и метраж квартиры значения не имеет. К тому же, дом помаленьку расселяли, коммуналка освобождалась – и Архиповы постепенно смогли занять комнаты, оставленные другими жильцами. Но сейчас вопрос стоит ребром – осталось выселить из аварийного жилья Архиповых и еще две семьи. Дом собираются реконструировать, чтобы превратить в административное здание.

– Расселять начали давно, ещё по акту 94 года, с учётом семей и метража, – рассказывает дочь Ирины Петровны. – Нам должны были дать шесть однокомнатных квартир. Но все тянулось так долго, что это решение было вынесено только в 2004 году. Вскоре в силу вступил новый Жилищный кодекс. Теперь выходит, что мы имеем право только на комнату такого же метража, как та, в которой прописаны. Районная администрация опротестовала прежнее решение, и нам присудили однокомнатную квартиру на Липовой горе.

Архиповы съездили туда – посмотреть «равнозначное благоустроенное жилое помещение», как сказано было в документах. То, что скрывалось за сухой официальной строчкой, оптимизма не внушило.

– Комната – всего семнадцать метров, даже двух метров на человека не выходит, – возмущается Ирина Петровна. – Дом хоть и построен два года назад, но уже разваливается – трещины на потолке точь-в-точь такие же, как здесь. Вентиляция не работает, обои лопаются и отваливаются. Жильцам приходится каждый год ремонт делать.

Архиповы написали жалобу в президиум Ярославского областного суда. Тем временем Кировский суд отправил документы на выселение в районный отдел приставов. На основании этих документов возбуждено исполнительное производство. До пятого июля Архиповым регулярно напоминали о необходимости переехать. Но те не могли даже помыслить о том, чтобы вдевятером, с тремя маленькими детьми переместиться в однокомнатную квартиру.

17 июля семью пришли выселять принудительно. Десять приставов, пять охранников, представители районной администрации требовали, чтобы их впустили в квартиру – описать имущество и произвести выселение.

– Хорошо, что я вовремя отвела детей в садик, и им не пришлось пережить такой шок, – вздыхает дочь Ирины Петровны. – Вы себе не представляете, что здесь творилось... Почему они позволяют себе так обращаться с нами? Мы что – не люди? Где мы будем жить, если нас выкинут отсюда?

Архиповы держались – не впускали приставов в квартиру. В конце концов ещё неизвестно, на чью сторону встанет областной суд – так по какому праву их выселяют уже сейчас, не дождавшись решения?

Представитель администрации возразила, что жалоба – не основание для того, чтобы откладывать выселение. Тогда один из членов семьи решился на крайность – облил себя бензином и сказал: «Будете ломиться – подожгу».

– Нам помогла милиция, – говорит Ирина Петровна. – Я знаю, что нас не имеют права выселять, если мы прописаны – я позвонила участковому.

Впрочем, у приставов – другая точка зрения.

– Все действия судебных приставов соответствовали законодательству РФ. Милицию вызвали, «скорую помощь», МЧС, но их помощь не понадобилась, – комментирует Марина Акимова, ведущий специалист-эксперт управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области. – Районная администрация всё же пошла навстречу. По её заявлению исполнение решения суда было отложено.

Районная администрация и служба судебных приставов считают этот случай из ряда вон выходящим – за всё время, пока идёт расселение, подобного ещё не было. Конечно, без недовольства не обходилось, но в итоге всё решалось без скандалов.

Теперь Архиповы ждут решения областного суда, от которого зависит их дальнейшая судьба. Им остаётся только верить в то, что государство найдёт способ помочь.

– Я давно знаю Архиповых, – рассказала начальник юридического отдела администрации Кировского района Наталья Соколова. – С 2005 года они стоят на учёте в общей очереди. Предоставить жильё внеочередно мы не имеем права, поскольку эта семья не признана малоимущей. Я сочувствую этим людям, но мы должны следовать существующему закону, каким бы он ни был.