Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/911/

Французы «второго сорта»

рубрика: Общество
Автор: Илья ГОЛОТИН, студент ЯрГУ имени Демидова

В последнее время ситуация во Франции широко обсуждается во всем мире. Одни называют эти события проявлением глобального столкновения цивилизаций – христианской и мусульманской, другие – арабской революцией, «черным бунтом». Чтобы узнать, что происходит в стране, я позвонил своим французским друзьям, с которыми познакомился несколько лет назад, когда по международной образовательной программе обмена Нильс Альбуй учился в течение года в одной из ярославских школ. Его семья живет в маленьком живописном городке Альби недалеко от Тулузы. На мои вопросы отвечала мама Нильса – Сив. Она родом из Финляндии, но, выйдя замуж, стала француженкой. Двадцать лет Сив работала в негосударственной благотворительной организации Emmaus.


– Сив, вы работали в благотворительной организации, оказывающей безвозмездную помощь бедным людям, и в частности эмигрантам. Чем эти организации помогают?

– Emmaus – одна из наиболее популярных благотворительных организаций во Франции. Основана она была очень известным и влиятельным во Франции человеком – отцом Пьером. Во время второй мировой войны, когда страна была оккупирована фашистами, он спасал евреев. В 1949 году именно по его инициативе была создана Emmaus. В настоящее время эта организация имеет около 100 отделений в городах Франции. Каждый вне зависимости от национальности и религии и помимо государственного пособия может получить в Emmaus пищу, одежду, медицинскую помощь, ночлег... Иногда бездомный или эмигрант останавливается в приюте на одну ночь, а порой и на несколько лет. Однако следует понимать, что количество мест ограничено. Трудно поверить, что во Франции около десяти тысяч бездомных, большинство из них – эмигранты. При этой организации существуют специальные магазины. В них продаются посуда, мебель, одежда, пожертвованные французами.

– А что для бедных делает государство?

– В пригородах Парижа и других больших городов очень высок уровень безработицы, поэтому многие семьи живут на пособие. Его величина зависит от нескольких факторов: количества детей в семье, их возраста, состояния здоровья членов семьи... Здесь, во Франции, все крайне дорого. Хочу привести личный пример, и вы сами все поймете. Квартира, где живет наша семья – я, мой муж и трое детей, – около 90 кв. м. В месяц мы платим за нее 580 евро. К этой сумме не забудьте прибавить счета за воду, электричество, отопление. Таким образом, только за жилье, без одежды, еды, оплаты школы и колледжа, ежемесячно мы платим около 650 евро. Это в провинции. А цены в Париже намного выше. Поэтому многие семьи эмигрантов живут в муниципальном жилье, оно либо бесплатное, либо очень дешевое. Как правило, это кварталы 5 – 9этажных блочных домов, построенных в 60-е годы прошлого века. Пособия, которое выделяет государство, хватает лишь на самое необходимое: питание, одежду... Также эти семьи имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

– Складывается впечатление, что люди, не работая, имеют все необходимое для жизни. В чем же причина их недовольства?

– Участники волнений – представители третьего поколения эмигрантов. Это подростки, которые родились во Франции и являются французами, но с темным цветом кожи. Люди, живущие в эмигрантских кварталах, не видят перспективы в будущем. Они чувствуют себя людьми второго сорта. Им сложнее найти хорошую работу, чем белому французу. Вряд ли работодатель возьмет на вакантную должность темнокожего француза, живущего в блочном доме пригорода Парижа. Поэтому многие подростки считают, что бессмысленно учиться в школе, если нет шанса сделать карьеру. Свободное время нужно чем-то занять. Они идут на улицу, начинают употреблять наркотики, объединяются в криминальные группы. В последние годы правитель-ство сократило расходы на социальных работников, полицейских (отдаленно напоминающих наших инспекторов по делам несовершеннолетних. – Авт.), и как следствие – ухудшение криминальной обстановки в этих районах.

– Есть мнение, что дейст-вия бунтующих эмигрантов могут кем-то контролироваться, например теми же криминальными бандами или даже политическими силами. Как вы относитесь к такого рода предположениям?

– Не буду утверждать, что криминальные банды либо радикальные политические, исламские или фашистские группы могли спровоцировать столь бурные протесты. Могу сказать одно: все эти события очень выгодны господину Ле Пену и его ультраправой партии «Национальный фронт». Теперь их лозунг «Франция для французов», с которым они шли на президентские выборы, снова становится очень популярным. Это привлекает в ряды партии молодежь. Я знаю, что за последнюю неделю партия Ле Пена выросла на несколько десятков тысяч человек. Однако многие во Франции не согласны с ультрарадикальной политикой «Национального фронта», считая, что силовые меры могут только усугубить и затянуть ситуацию. Я надеюсь, что в ближайшее время положение во Франции нормализуется, правительство сделает выводы, как не допустить подобных выступлений в будущем.