Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 10 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9270/

Уютный балкончик... на газопроводе

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

Любая самовольная перестройка квартиры – нарушение закона («Северный край» писал об этом 31 июля с. г.). Проблема в том, что перестраиваются уже жилые дома. Да какие! Дома­памятники, объекты культурного наследия, как их называют в официальных документах.


В принципе это не возбраняется – надо же как­то приспособить старый дом к новым нуждам. Но при этом владелец не должен выходить за рамки, определённые опять же законом. В областном комитете историко­культурного наследия объяснили: памятник – произведение штучное, и что можно, чего нельзя, в каждом случае определяется индивидуально.

Эксперты смотрят, что является предметом охраны. Если интерьер, особых строго­стей по отношению к восстановлению фасада не будет, а вот соорудить новую перегородку, забелить живопись нельзя, «зашить» лепной потолок – тоже. Поэтому, когда при обустройстве кафе по Московскому проспекту, 101, со старинной лепниной поступили именно так, департамент культуры, выступая от имени государства, подал на виновных в суд. В результате достигнутого мирового соглашения в течение двух лет потолок будет восстановлен во всей своей прежней красе.

Другое дело, когда предмет охраны – фасад. В таком случае перепланировка в принципе возможна, но чтобы старинное здание при этом не осело, не треснуло, не лишилось каких­то ценных архитектурных «подробностей», на все такие работы должны быть представлены чертежи, выполненные лицензированным архитектором­реставратором, получено разрешение. А когда работы начнутся, их обязан возглавить опять же лицензированный инженер, и идти они могут только под надзором архитектора.

Именно так всё сделано со всем известным особняком на Советской площади, 4/18 (в народе – «президентская гостиница»). Великолепный фасад эпохи классицизма сохранён, а внутри всё перестроено с учётом требований современного комфорта. Работы затянулись, но, как сообщили в департаменте, недавно нашёлся новый инвестор, и скоро гостиница будет сдана.

Совсем иная ситуация со знаменитой гостиницей «Бристоль», она же – «Волга» (ул. Кирова, 10/25). Сооружённая в 1910 году по проекту архитектора Г. В. Саренко, она – как одна из лучших построек Ярославля начала ХХ века – вошла даже в учебник русской архитектуры. Но ни всё это, ни многочисленные изыски модерна, которыми славится здание, не защитили его от перепланировки, переустройства и приспособления, которые ведутся самым безжалостным образом. В изложении знакомого архитектора это выглядит так:

– Крушат всё подряд. Пробивают стены, где хочется. Закрасили живопись в большом зале. Выбросили подлинные деревянные рамы и установили другие с такой расстекловкой, какая им нравится.

В документах об этом говорится не так эмоционально, но не менее впечатляюще. Пожалуй, даже более. Ремонтно­строительные работы по реконструкции здания осуществляет ЗАО «Банк ВТБ­24», претензии к которому составили в комитете историко­культурного наследия уже толстую папку.

28 марта с. г. комиссия этого комитета установила: сбито штукатурное покрытие потолка третьего этажа, и он подшивается листами гипсокартона; на втором и третьем этажах разобраны паркетные полы; на втором этаже разобраны внутренние перегородки; на первом – заново пробит дверной проём.

И главное: разрешение на производство работ департаментом культуры и туризма не выдавалось.

16 апреля та же комиссия составляет новый акт: снята оригинальная керамическая плитка на лестничных площадках третьего и четвёртого этажей.

27 апреля: производится демонтаж первоначальных оконных переплётов, предписание об остановке работ до согласования в установленном порядке проектной документации не выполнено, проектная документация не предоставлена, разрешение на производство работ не выдавалось.

А дальше вообще нонсенс: доступ во внутренние помещения комиссии предоставлен не был. Кажется, это вообще первый случай в ярославской истории: экспертов департамента культуры администрации области внутрь просто не пустили! Безнаказанность вдохновляет.

4 мая в числе прочего очередной акт фиксирует: живописный слой плафонов в завершениях стен покрыт слоем шпатлёвки.

Вместо того, что было, делают по­своему. Как следует из акта 16 мая, укладывают современную керамическую плитку, сооружают кирпичную перегородку там, где её отродясь не было.

В промежутках между посещением самовольщиков комитет историко­культурного наследия ведёт судебные тяжбы. Обратился в прокуратуру Киров­ского района. Та предупредила банк и его начальство в Москве, что работы идут без разрешения. Потом прокурор района направил свои претензии к ЗАО «Банк ВТБ­24» и ООО «Феррум­про» и обращение в Кировский районный суд о запрете производства строительных работ.

Прокурор в гражданском процессе наделён правами и обязанностями истца по делу. Суд должен был состояться 30 июля, но перенесён. Между тем только суд может запретить банку и вышеупомянутому ООО делать то, что они делают.

Таков у нас закон. Пока сторона, которая может остановить неправое дело, последовательно соблюдает все необходимые для этого процедуры, другая спокойно продолжает начатое. Говорят, задним числом за всё воздастся. Только у нас не очень­то воздают за памятники, а потому последствий не больно­то боятся.

В такой ситуации защитникам культурного наследия остаётся больше уповать на совесть нарушителей. Попугав судами, потаскав по инстанциям, помотав нервы, в конце концов находят консенсус. Ну и ладно, никто не жаждет «крови», была бы польза памятнику.

Так случилось со старинным домом № 29а по улице Терешковой. Живших в нём когда­то людей судьба сводила с Чеховым, Шаляпиным, в своё время этот нарядный домик с мезонином, украшенный лепкой, а внутри лесенками, затейливыми переходами, был выведен из аварийного состояния, по сути спасён ярославскими строителями и реставраторами и компанией «ЯТИК инжиниринг». Но вот собственник сменился, и началось приспособление под новые нужды. Намечалась ни много ни мало полная перепланировка в ущерб историче­ской. Ко всему прочему на стенах обнаружились росписи, а предложения по их сохранению куда надо представлены не были.

Арбитражный суд рассмотрел дело по иску департамента культуры и туризма к ЗАО «Стройинвест» об обязанности привести помещение в первоначальный вид. Заказчик представил проектную документацию, она сейчас рассматривается. Коротко говоря, выход найден, хотя без тяжбы обойтись не удалось.

Впрочем, иногда наши самые гуманные в мире законы оборачиваются полным беспределом.

Три с лишним года назад владелец одной из квартир дома­памятника по улице Волкова, 7, растесал на втором этаже оконный проём и сделал крытый балкон, стоящий на металлических столбах. Первым забеспокоилось «Ярэнерго» и предписало прекратить строительство. Ему не подчинились. Тогда энергетики с газовиками уведомили районное руковод­ство, что стройка идёт прямо на газопроводе, питающем дом. Самовольная эпопея, мол, обернётся тем, что станут невозможными ремонтные работы, под угрозу ставится бесперебойное газоснабжение всей улицы, не говоря уже о грубейшем нарушении правил безопасности.

Руководство района отреагировало на предписание мгновенно, но привлечь к админи­стративной ответственности нарушителя не удалось: он просто не явился на комиссию.

С тех пор дело путешествует по судебным инстанциям. Хозяин тем временем сделал под балконом фундамент и обложил его до земли бетонными блоками. Прямо на газопроводе!

В июле этого года нарушителю прислали очередное предписание с запретом на строительство. А пристройка, бывший балкон, уже практически готова.

Председатель комитета историко­культурного наследий Юрий Аврутов пояснил, как выглядит ситуация с точки зрения охраны памятника.

– Возведённая пристройка не узаконена и является самовольной. Таким образом, право собственности на неё не может быть признано. Здесь нарушены не только безопасность, то есть права и интересы других лиц, но и права государства, потому что пристройка сооружена в заповедной части города без всяких согласований и исследований. Любые работы в зоне охраны памятников возможны только с нашего разрешения, которого нет.

Юрий Аврутов напомнил, что любые изменения памятников запрещаются, а те, кто причиняет им вред, обязаны восстановить всё в прежнем виде.

– А если они не подчиняются?

– За нарушение законов предусмотрено применение уголовной, административной и иной юридической ответ­ственности.

Поживём – увидим, будет ли такое применение. Для улицы Волкова, как вы понимаете, это особенно актуально.