Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 10 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9272/

Зина Пална из Ильи

рубрика: Общество
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

Несколько поколений музейщиков именно так называют Зинаиду Павловну Гололобову, которая 36­ой год работает кассиром в храме Ильи Пророка. Вернее сказать – столько лет она живёт в этом самом красивом ярославском храме. Потому что у тех, кто работает, есть выходные, а у Зинаиды Павловны их не бывает. Весь туристический сезон – с мая по октябрь – без отдыха. Наверное, и тем, кто помоложе, трудно войти в такой график. А Зине Палне исполняется 85.


Свои первые детские походы в церковь она хорошо помнит. Бабушка была глубоко верующей и внучек приучала к церкви с малых лет, часто брала их с собой в Толгский монастырь. Особенно запомнились Зинаиде Павловне Толгины дни. Какие были праздники! Ярмарка на берегу Волги, торговля разными товарами, вкусными пирожками и бубликами. А вечером – не смотри, что монастырь – на берегу даже танцы для молодых.

Бабушкины первые уроки православия надолго не запомнились – в советской школе их вытеснил атеизм. А когда закончила школу – о жизни и задуматься­то некогда было. Началась война. Мальчишки из класса ушли на фронт – все остались на полях сражений. До девчонок не сразу очередь дошла. Сначала Зина поработала на заводе, а в 1942 году пришла повестка из военкомата.

Как теперь она понимает – повезло: попала в роту связи. Служба фронтовая начиналась здесь, в Тверицах. Командир и его заместитель – пожилые мужчины, а остальные – молоденькие девчонки по 18 – 19 лет. Здесь и ранение получила – за всю войну первое и последнее. Когда немцы летели бомбить мост, на линии связи произошло замыкание. Зина как раз в этот момент трубку телефонную в руках держала. Откинуло её метра на три от стола. Пальцы обгорели до костей. Щека, к которой прижималась трубка, была сильно обожжена.

Сознание потеряла, а когда пришла в себя, полезла на выш­ку – посмотреть, не разбомбили ли дом, в котором остались отец и мать. Увидела с крыши – стоит родной дом, вздохнула облегчённо и провела рукой по волосам. Всё тело пронзила дикая боль, и только тогда поняла, что тяжело ранена. В госпитале долго лежала, а как выписали – отправили дальше на фронт, на запад. Так с девчонками и прошли всю войну, до победы. Ближе родных стали, дружили всю жизнь. Теперь на ногах из всей роты осталась одна Зина Пална.

После войны вернулась на завод CК. Была мастером в цехе, пока не случилась одна неприятная история. Взяли у неё смыв с рук – наличие ртути в сто раз превышало норму. Испугались за жизнь молодой женщины. Тогда и определили её на работу в конструкторское бюро.

На пенсию вышла в 45 лет. Дома сидеть – не по характеру. Вот и пошла в музей. Первый год работала в отделе архитектуры, ходила по памятникам, проверяла сторожей, порядок наводила. А в 1972 году пришла кассиром в Илью Пророка, да и задержалась в нём на три десятка лет.

За это время узнала о храме всё. Сама бы могла экскурсии водить, да не положено. Но больше любит послушать экскурсоводов, если минутка свободная выпадает. И оценивает их работу так грамотно, что по совместительству могла бы быть и музейным методистом. Да и про туристов многое поняла. Одни – войдут и тут же обратно на улицу спешат, а другие – всё смотрят, спрашивают, никак не могут от этой красоты отойти. Эти, вторые, ей ближе и понятней. Потому что самой всю жизнь всё интересно. И теперь, пока вечерком свежие газеты не почитает да не посмотрит новости – не уснёт.

Без работы жизни совсем не представляет. Только опасается, как бы не осудили: такая старая – и работает. Хотя с её обязанностями не каждый молодой справится – в памятниках сложная отчётность по билетам и по рекламной продукции, требует большого внимания и точности. Одно огорчает: иногда такие посетители случаются, что найти с ними общий язык трудно. Накануне её 85­летия пришла в храм молодая женщина. Зина Пална ей билет купить предложила, а она начала на её голову проклятья посылать. «Гнать вас отсюда в шею, людям помолиться не даёте». Никаким доводам о том, что службы идут только по выходным, не вняла. А когда вышла, ещё и кулак смотрителям из­за ограды показала. И хотя Зина Пална давно не атеистка, такие «верующие» у неё вызывают недоумение. «Видно, случилось что­то у женщины, или обидел кто – раз такая злая», – рассуждает она.

Поговорив с Зинаидой Павловной о её жизни, делиться «секретом трудового долголетия» не просила – и так всё ясно. Не терять интерес к жизни, трудиться с утра до вечера, желательно без выходных, оставаться добрым даже к тем, кто тебя обижает. Всё просто. Знают эти истины все, только почему­то живут по ним немногие.

С днём рождения, Зина Пална!