Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9339/

Это что за остановка?

рубрика: Общество
Автор: Светлана КРУПИНА

Все мы, городские жители, хочешь не хочешь, а вынуждены, отправляясь на работу, в гости или по другим делам, пользоваться общественным транспортом. И любая поездка наша всегда начинается с остановки, на которой ожидать нужное транспортное средство иногда приходится не один десяток минут. Так что значительный отрезок жизни мы проводим на этих пятачках. Как же ощущают себя на них ярославцы?


ПАРОДИЯ НА ОСТАНОВКУ

Задалась этим вопросом я не случайно. Как­то, проходя мимо троллейбусной остановки «Улица Некрасова», что в самом центре Ярославля – до Красной площади рукой подать, за углом «серый дом», – увидела, как молодой человек бежит вдогонку за троллейбусом № 7. Машина была полупустая, и он ее, несомненно, догнал бы, если бы... остановилась. Нет, она с песнями пронеслась мимо. Видимо, даже водителям притормаживать на этой пародии на остановку унизительно и неприятно.

Две разногабаритные разбитые серые цементные плиты, небрежно брошенные кем­то под болтающимся на проводах остановочным знаком. Вокруг них завалы мусора, хотя буквально в десяти шагах виднеются специальные контейнеры. Но такие же бедолаги, как тот паренек, вероятно, боятся до них дойти: вдруг очередной троллейбус пролетит со свистом, не притормаживая? А вот другая картинка, увиденная здесь же. Пожилая женщина с маленькой девочкой, наверное бабушка с внучкой, подошли к выше описанному месту остановки общественного транспорта. Пенсионерка раскрыла складной стульчик и села на него. Народ­то у нас находчивый. Все свое, как говорится, ношу с собой. На градоустроителей надейся, а сам не плошай!

А как, интересно, обстоят дела в других местах? Для своего маленького путешествия выбрала трамвай № 5. Маршрут новый, объединяет два больших городских района – Ленинский и Дзержинский. Села на конечной «пятерки» и поехала... Вот с правой стороны промелькнула автобусная остановка. Я полагаю, называется она «Улица Жукова». Почему полагаю? Да нет ни на ней, ни над ней никакого знака. И конструкция ее очень даже своеобразная – крыша имеется лишь над пивным ларьком, а прямо над скамеечкой для ожидающих зияет огромная дыра. Народ недоумевает: что это? Строители недоделали и забыли или супер­пупер новомодное архитектурное сооружение? Главное, как остроумно придумано – вместо навеса просвет в металлической раме.

КРЫША НАД ГОЛОВОЙ

Подъезжаем к трамвайной остановке, теперь уж точно «Улица Жукова». Там сияет еще свежей краской новый остановочный комплекс. Здесь­то крыша имеется. На столбах. Но находится так высоко, что спрятаться от дождя под ней невозможно. Проезжая однажды мимо во время ливня, довелось наблюдать, как кучка людей меняла дислокацию, перебегая из одного ее угла в другой по мере изменения направления ветра.

А что уж говорить о сиденьях, расположенных на опорных столбах. И кто такое придумал? В дождик они мокрые, в сухую погоду – пыльные от грязи из­под колес автомобилей. И захочешь присесть – не решишься. Особенно летом в светлой одежде. Раз уж речь зашла о непогоде, еще один важный момент нельзя не отметить – асфальт проезжей части у нас повсеместно так устроен, что вода стекает и собирается именно возле остановок. И из­под навеса в подходящий транспорт нужно либо с шестом прыгать, либо обегать лужи вокруг.

Но не будем столь придирчивы – тут­то хотя бы укрытие есть на случай непогоды, что в городе далеко не везде встретишь. К примеру, на «Улице Чехова» всего одна крыша на две автобусные и две трамвайные остановки. Как завидишь вдалеке показавшийся транспорт – беги через дорогу. И до светофора ли тогда будет? Лишь бы успеть.

ЗДЕСЬ ГОТОВ И СТОЛ, И ДОМ

Поворачиваем на проспект Октября. На остановке «Больница Автотранс» живописно, словно на известном полотне «На привале» и почти в таких же позах, что те охотники с картины, расположились трое мужичков. Но вооружены они не ружьями, а бутылками с пивом. Соображают, стало быть, на троих. А что? Очень даже удобно. Не хватит – и бежать никуда не надо. Все под рукой – и выпивка, и сигареты.

Практически на всех городских остановках, будто поганки после теплого дождичка, повырастали такие ларьки. И пока доберешься до Брагина из центра, такие остановочные посиделки не раз увидишь. Кстати, у «Гиганта» на трамвайной остановке любит тусоваться молодёжь. Сидят, покуривают, попивают алкогольные коктейли, отпускают в адрес прохожих цветистые трехэтажные выражения, поплевывают и похаркивают себе под ноги...

А на остановке «Проспект Дзержинского» две гражданочки неопределенного возраста, но довольно прилично одетые, разложив на целлофановом пакете нехитрую закусь, распивали спиртное. А что такого? Суббота же! Вот уж действительно, под каждым здесь (то бишь на остановке) столбом вам готов и стол, и дом. И бомжи летом в некоторых остановочных комплексах просто живут, как, например, на «Улице Волгоградской». По утрам брагинцы их там спящими частенько видят. Сами же будочки облезли настолько, что не определить их первоначальный цвет, а вокруг них так плотно мусор утрамбован, что земли не видно совсем. Так на куче отбросов и стоишь.

Простите, увлеклась и забежала вперед. А мы пока въезжаем в промышленную зону, где расположены крупные городские предприятия, и, естественно, горожан сюда ежедневно приезжает и уезжает тысячи. На остановке «Лакокраска», где проходят три трамвайных маршрута, сиротливые две мини­коробочки цвета детской неожиданности. Как в них в дождливую непогодь народ, со смены идущий, умещается? Дальше – «Автореммаш». Не остановка, а треугольная маленькая юрточка, где и двоим­то нехуденьким людям не развернуться. Напоминает внешним видом вигвам. Так и хочется процитировать кота Матроскина: «Фигвам какой­то!» Фиг вам, товарищи реммашевцы, а не остановка!

ВОЗВРАТ К «ЦИВИЛИЗАЦИИ»

С «Улицы Е. Колесовой», словно символ возврата к «цивилизации», появляются на остановках «долгожданные» киоски с пивом и сигаретами. Стандартные, в основном белые в синюю полоску или наоборот. Своим видом облик нашего Ярославля отнюдь не украшают. Причем продают в таких киосках спиртное и курево даже несовершеннолетним. Паспорт не спрашивают. Моему младшему недавно 16 исполнилось. Мы решили провести эксперимент. И что вы думаете, выдали ему все, чего пожелал. Да и не видят киоскеры, выглядывающие в окошечко словно из погреба или бункера, кроме руки, дающей им деньги, ничего. Или не хотят видеть?

Из­за этих многочисленных ларьков и порядка нет на остановках – ведь у нас как принято: где живут, там и с... Извините, пожалуйста, за такое выражение. Наболело! Пивные бутылки еще бомжи собирают, а тара от всего остального – и на асфальте, и на скамейках, и даже под колесами машин. Накачавшись в ожидании транспорта сравнительно дешевого, но высокого градуса, ударяющего в голову пойла, выпивохи садятся в подошедший вагон. Или, точнее, ложатся.

Так, молодой коротко стриженный совсем юный паренек в белой футболке в прошедшую пятницу валялся днем поперек прохода в трамвае № 1. Кондуктор виновато объясняла вновь входящим, что он уже три часа так ездит. Сердобольные старушки переходили на шепот – вдруг разбудят соколика?

НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ

Наконец­то добрались до конечной точки нашего маленького путешествия – «Больница № 9». Сразу же хочется запеть: «На дальней станции сойду – трава по пояс!» Скорее – по трамвайные окна. Как здесь водитель дорогу находит, одному Богу известно. Окраина! Зелено кругом. Разве что петухов не слышно. Крыша остановки полиняла от дождей и солнышка. Но и до нее добрались малевалы­граффитисты. Так потрудились над и без того унылым сооружением, что просто больно смотреть.

На скамеечке возле проржавевшей от старости переполненной урны, распространяющей одуряющий запах гниения на всю округу, сидит бомжеватого вида мужчина в домашних тапочках на босу ногу и спортивном трико времен Советского Союза. Он мечтательно покуривает бычок. Его, думаю, он откопал здесь же в урне. Видно, что гражданин никуда не спешил. Тишина. Птички поют. Хорошо! И чиновников, отвечающих за благоустройство нашего города, сюда вряд ли когда судьба занесет.

Подвыпившая женщина пытается уехать и просит кондукторов довезти ее без денег, но те непреклонны, и она нетвердой походкой вываливается из вагона очередного трамвая... Грустно. А в памяти неожиданно всплыл анекдот, услышанный недавно. Он, уверена, очень уместен в эпилоге данного экскурса: «Наши доблестные строители, возводя остановки, предусмотрели все: на случай яркого солнца – прозрачные крыши, на случай сильного ветра и дождя – большие проемы, на случай мороза – железные сиденья!» А от себя добавлю: еще и все удобства для укоренения в нашем народе вредных и безобразных привычек!