Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 23 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9431/

Практические уроки оперативного мастерства

рубрика: Общество
Автор: Игорь ХЛЕБНИКОВ

«Северный край» продолжает публикацию материалов, посвященных юбилею органов внутренних дел. В номере за 16 августа мы начали печатать воспоминания ветерана МВД Игоря Хлебникова о работе уголовного розыска в 1960-е годы. Сегодня – продолжение.


Численный состав аппарата уголовного розыска УВД в конце 1960-х был небольшой. Образно говоря, воевали мы не количеством. Мне выпала честь работать вместе и быть учеником старших оперуполномоченных ОУР УВД майоров милиции Александра Евграфовича Карпова и Павла Васильевича Юрова. На счету каждого из них были сотни раскрытых преступлений, в их числе исключительно сложные и особо опасные.

Приведу один пример. В Даниловском районе сгорел жилой дом. В огне погибла большая семья. В живых остался только глава семьи, его не было дома во время пожара. На место выехала оперативная группа, которую возглавил Карпов. Были получены данные о том, что владелец дома, человек-зверь, совершил убийство с особой жестокостью всех членов своей семьи из корыстных побуждений и поджёг дом с целью сокрытия преступления. В ходе расследования оперативные материалы удалось полностью реализовать.

Сотрудник уголовного розыска уроки оперативного мастерства получает не только от старших по должности или опыту, но и в работе с равными операми и братьями по оружию – следователями. Например, Михаил Евсеевич Александров из следственного отдела УВД многому меня научил.

С ним мы трудились, реализуя оперативные материалы, из которых усматривалось, что группа преступников мошенническим путем приобретает наркотики на территории пяти областей страны и продает их в Ярославле. Вместе с Александровым при участии местных сотрудников уголовного розыска мы задержали с поличным торговцев белой смертью вг. Коноше Архангельской области и этапировали в Ярославль. В ходе расследования Александров установил, что преступным путем обвиняемые приобрели 84 литра морфина, омнопона и промедола. Этого количества наркотиков хватило бы на два года работы областного онкологического диспансера, где наибольший их расход.

Суд приговорил преступников к длительным срокам лишения свободы.

По выявленным фактам нарушения правил учета и отпуска наркотических веществ в Министерство здравоохранения РСФСР было направлено представление. МВД СССР затребовало оперативные и следственные материалы по данному делу. В дальнейшем они использовались в качестве учебного пособия в Высшей школе МВД СССР.

Однако, для того чтобы получить путевку на право занять место в аппарате областного уголовного розыска, необходимо пройти соответствующую практику в районном отделе внутренних дел. Именно там и формируется опер. Лично я считаю, что мне очень повезло. В Кировском отделе милиции я работал под руководством и при непосредственном участии в раскрытии различных преступлений опытнейших специалистов, мастеров высочайшего класса. В их числе, и прежде всего, начальник Кировского отдела Лев Михайлович Алексеев.

Его интуиция, склонность к анализу конфликтных ситуаций, умение маневрировать оперативной информацией и другие способности большого мастера в области оперативно-розыскной деятельности – предмет особого разговора. При всем том Лев Михайлович никогда не связывал оперативника своим величием, а всегда предоставлял простор для творческой инициативы. Так я, практически начинающий оперативник, получил возможность стать стреляным воробьем в короткий срок, выезжая в служебные командировки в Москву, взаимодействуя с сотрудниками МУРа по изобличению ловкой авантюристки, проникавшей даже в посольства иностранных государств. Она не обошла своим вниманием и центральный район Ярославля. Позже, на допросе в Бутырской тюрьме, мошенница призналась, что не может простить себе этой ошибки.

Необычайно быстро и просто удавалось раскрывать преступления, следуя в фарватере откровений пришедшего на смену Алексееву нового начальника Кировского РОВД, опытного сотрудника ОУР полковника милиции Владимира Леонидовича Маргулиса. Приведу такой пример. Из магазина поступило сообщение о том, что с прилавка похищен телевизор. Владимир Леонидович сразу назвал имя подозреваемого, который, по его мнению, способен по почерку на такую кражу. При этом как бы между прочим спросил: «Что будем делать?» Я ответил: «Произведем у него обыск, изымем телевизор, вора задержим». В течение вечера вдвоем с Владимиром Леонидовичем мы полностью раскрыли преступление.

В ОУР УВД довольно скоро меня стали включать в состав оперативных групп и направлять в ответственные командировки для оказания практической помощи в райотделах области. Так, например, вместе с заместителем начальника ОУРГ. М. Симоновым мы работали в Некоузском райотделе по раскрытию тщательно спланированного убийства.

В лесном массиве примерно в трех километрах от поселка Волга был обнаружен труп женщины, укрытый еловыми ветвями, с множественными колото-резаными и рублеными ранениями головы. Мы основное внимание сосредоточили на мотиве преступления и анализе конфликтных ситуаций при изучении связей потерпевшей. На девятые сутки убийцы были установлены и задержаны. Мотивом убийства явилось намерение родственников получить право на наследование имущества, которое потерпевшая получила по завещанию от матери. Позже полковник милиции Г. М. Симонов возглавил УВД Ярославской области.

Обучение мое в ОУР УВД продолжалось под руководством и при непосредственном участии профессионалов, о которых коротко можно сказать: «Талант от Бога».

Однажды поздно вечером мне позвонил дежурный по УВД и сообщил, что по распоряжению начальника уголовного розыска Е. Г. Спевака я должен прибыть на место происшествия. На Московском проспекте совершено убийство семнадцатилетнего юноши. Скромный, серьезный и умный парень находился в компании своих друзей, состоящей из трех человек. Неожиданно, без повода и основания к ним начал приставать хулиган, который нанес потерпевшему ножевое ранение в спину. Длинное лезвие шириной около семи сантиметров и большой силы удар не оставляли ни малейшего шанса.

Убийца с места происшествия скрылся. Отец потерпевшего, узнав о трагедии, лишился рассудка. Пока оперативная группа еще работала на месте происшествия, Спевак предложил мне проехать в Красноперекопский РОВД. В дежурной части райотдела находились милиционеры патрульно-постовой службы, дежурный оперативник и дружинник. На мой взгляд, оперативная интуиция, как и интуиция вообще, – явление, которое трудно объяснить с точки зрения науки или искусства. Факт остается фактом.

Евгений Григорьевич предложил мне провести разведывательную беседу с дружинником. Во время опроса я обратил внимание на тревожное и растерянное выражение его лица. Примерно через 30 – 40 минут от начала опроса убийца начал давать признательные показания. Он работал на фабрике «Североход», а в свободное время «помогал наводить порядок». На другой день на его рабочем месте в тумбочке мы обнаружили заготовку точно такого же ножа, каким он совершил убийство.

Аналогичным образом нам удалось раскрыть убийство, совершенное по мотивам личных неприязненных отношений. Школьники катались на лыжах и обнаружили под снегом мешок, а в нем части мумифицированного трупа. Могло показаться, что раскрытие данного преступления – дело весьма проблематичное, потребуется время, но на помощь пришла оперативная интуиция Л. Ф. Ровенкова. Уже на другой день он предложил мне провести разведывательный опрос женщины, которая попала в поле зрения. Через 10 – 15 минут с начала беседы она в мельчайших подробностях рассказала об убийстве своего родственника. Нанеся ему удары обухом топора по голове, труп сбросила в подвал и засыпала песком. Менее суток потребовалось Ровенкову, чтобы выйти на убийцу, хотя со времени совершения преступления прошло более двух лет.

Всем известный своим оперативным мастерством М. Н. Зайденшнир считал Леонида Федоровича своим учителем. Сложные вопросы раскрытия преступлений Зайденшнир умел решать самобытными средствами, в ряде случаев являлся творцом новых способов изобличения преступника-рецидивиста, прибегающего к изощренным приемам, с тем чтобы уйти от ответственности.

Несколько месяцев значилась пропавшей врач одной из больниц Ярославля. Весной, с началом таяния снега, на территории Красноперекопского района был обнаружен ее труп с признаками насильственной смерти. Убийство вызвало большой общественный резонанс. Зайденшнир осуществил уникальные оперативно-розыскные мероприятия, и в короткий срок убийца был установлен, по крупицам собраны неопровержимые доказательства. Суд приговорил насильника к максимальному сроку лишения свободы.

Настойчивость, терпение, напряженный кропотливый труд и спокойная уверенность в успехе – характерные свойстваВ. И. Козырева. Они определяли успех в наиболее сложных ситуациях.

На участке дорожного строительства в Ярославле погиб сотрудник этой организации. Смелый и мужественный человек, он вступил в схватку с преступником, пытавшимся угнать из гаража машину. Убийца нанес потерпевшему множественные удары по голове обрезком металлической трубы. Около года потребовалось нам для того, чтобы установить, что похищенные им у потерпевшего ключи от гаража он забросил на свалку металлолома.

В дальнейшем убийца, пытаясь уйти от ответственности, заявил, что оговорил себя в результате оказанного на него давления. Без вещественного доказательства дело потеряло судебную перспективу. Найти связку ключей на большой свалке, где груды металлолома, через год после события невозможно, а потому искать их там не имеет смысла. Такой вердикт вынесли мы все. Лишь Козырев участия в этих рассуждениях не принимал. Он лично разбил на квадраты всю территорию свалки, определил ответственных на каждый квадрат, потребовал перебрать весь металлолом, а затем снять под ним слой земли. В одном из квадратов на глубине примерно 2 – 3 сантиметров была обнаружена и опознана связка ключей от гаража. Суд приговорил убийцу к 15 годам лишения свободы.

Негативные явления, характерные для нашего непростого времени, не должны вытеснять правду о людях, которые достойно несут трудную милицейскую службу, не зная отдыха, жертвуют здоровьем и даже жизнью, чтобы мы могли жить спокойно.