Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 24 августа 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9438/

Кто опустит ворота?

рубрика: Общество
Автор: Татьяна Ивановна СОКОЛОВА

Публикация в газете «Северный край» от 15 мая 2007 г. «Город в шоколаде», откровенно издевательская по отношению к ярославцам, была столь абсурдна, что не вызывала никакого желания полемизировать, если бы... если бы то, о чём в ней говорилось (историче­ский центр Ярославля должен принадлежать богатым москвичам) уже не начало воплощаться в жизнь. Это чудовищно, но это – факт! На наших глазах идёт безвозвратное разрушение заповедной части центра города. Ярославль теряет не только своё лицо, но и душу.


А ведь совсем недавно, 16 июля 2005 г., исторический центр нашего города был внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Казалось бы, лицо провинциального русского города надёжно защищено. Но ликовать было рано. Трудно определить точку отсчёта уничтожения облика исторического центра. 1918 год, когда был разрушен южный павильон Гостиного двора? 1936 год, когда был взорван Успенский собор? 70­е – 80­е годы, когда при возведении ТЮЗа было уничтожено много исторических зданий конца XVII – начала ХХ века, а для строительства нового здания обкома партии понадобилось уничтожить все по­стройки Мытного двора?

Кстати, группе истинных патриотов­ярославцев удалось тогда отстоять часовню Александра Невского. Была послана срочная телеграмма в Партийный контроль при ЦК КПСС. И ведь дошла до чиновника самого высокого ранга! Приходит сравнение с сегодняшним днём. Пытаясь помочь энтузиастам, отстаивающим заповедную зону, я сумела достучаться до сердца одного из чиновников администрации президента. Более месяца тому назад он послал запрос в Росохранкультуру г­ну Боярскову. Но в очередной раз, нарушая закон, вышеназванный господин не отвечает администрации президента.

Строек, превращающих город в эклектичный архитектурный монстр, достаточно. А вот восполнять серьёзные утраты никто не спешит. А почему бы не воссоздать южный павильон Гостиного двора (он был на месте пустующего двора банка на Комсомольской)? И тогда был бы восстановлен один из лучших ансамблей русского провинциального классицизма, тем более что есть готовый проект (авторы В. Ф. Маров и Н. Н. Гаева). Почему бы не отделать фасад здания Ярославской филармонии, который непригляден до неприличия?

До какой степени смещения понятий может дойти чиновник, говорит фраза, сказанная не без гордости недавно г­ном Ресиным по телевидению: «Через несколько лет Москву будет не узнать!»

Издавна говорится: Ярославль­городок – Москвы уголок. Какой трагической реальностью становится это сейчас! Разрушается не только зримый пейзаж древнерусского города, разрушается навсегда его неповторимая аура, сотканная за 1000­летие душами наших предков. Внуки сегодняшних ярославцев будут спрашивать: почему Ярославль называют древнерусским?

В последние год­два создаётся впечатление, что в город вползает нечто отвратительное, аморфное, безликое, уничтожающее на своём пути духовное, прекрасное.

Войдя под своды Знаменской башни, поднимите голову и вы увидите узкие полукруглые отверстия: через них когда­то опускались ворота в случае приближения опасности. Говорят, что сохранились и сами ворота, и цепи, и весь механизм, приводящий их в движение. Но кто опустит ворота?