Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 сентября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/9890/

О временах и нравах

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

На днях в редакцию позвонила наша читательница из Брагина и пожаловалась на школьную учительницу. Классный руководитель предупредил её дочь, чтобы в джинсах в школу – ни ногой! Маме показалось, что в данном случае ущемлены права простого российского семиклассника.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

Оказалось, что права ребёнка соблюдены в полной мере. Сегодняшний порядок вещей таков: никто никого никакую школьную форму носить не за-ставляет. Точнее – любое образовательное учреждение имеет право внести в свой устав пункт об обязательном ношении формы. В этом случае придётся одеваться как велено. Теоретически рекомендовать ввести внутри одной, отдельно взятой школы «белый верх, чёрный низ» может внутришкольный коллегиальный орган, какой-нибудь общественно-родительско-учительский комитет. Но своё право заставлять детей выглядеть «как положено» никто, как правило, не исполь-зует.

Директор школы, где произошёл «джинсовый» микроинцидент, пояснил: «Никаких нормативных ограничений на ношение той или иной одежды в нашей школе нет. Конечно, мы стараемся привить детям хороший вкус. Но не допустить школьника до занятий... разве что он придёт полуголый или в подчёркнуто рваной одежде, одним словом – в неприличном виде».

В общем, классный руководитель просто «давил на психику». Реально запретить ношение джинсов он не может – рычагов воздействия нет. А пытается это сделать потому, что у современных учителей (возможно, не у всех, но прецедент – налицо) оригинальное представление о прогрессивных методах педагогики. Та же самая учительница, что не щадя живота своего боролась с джинсами, имеет привычку грозить нерадивым ученикам: «Ты прогулял два урока! После третьего прогула тебя поставят на учёт в милиции. Так и в колонию попасть недолго!»

Интересно, о чём думает дипломированный, со стажем педагог, пугая 13-летнего парня тем, что его отправят в колонию за прогул? Чего тогда уж сразу не пообещать: «Придёт Серый Волк и съест»? Ведь человек в 13 лет – почти взрослый, в сказки про страшного дядю милиционера давным-давно не верит, может и УК РФ в Интернете посмотреть...

А если даже и верит, то вдруг прогуляет всё-таки в третий раз? Нечаянно проспит утром? И ни-кто его ни в какую комиссию по делам несовершеннолетних за это, конечно же, не потащит. Мгновенно станет ясно – учитель соврёт – недорого возьмёт. Гуляй, ребята!

Из принципиальных соображений мы сохраним в тайне номер школы, о которой идёт речь. Неизвестно, как среагирует чрезмерно скорое на расправу вышестоящее начальство на эту статью. Вдруг примчится комиссия откуда надо – и полетят в этой средней брагинской школе клочки по закоулочкам? Достаточно того, что борцы с джинсами просто узнают себя. И, может быть, даже задумаются.

Наверняка кто-то удивится – из-за чего, собственно говоря, весь сыр-бор? Зачем писать в газетах о таких мелочах, как не совсем профессиональное поведение педагога? А затем, что весьма неглупый человек, летчик-ас, командир эскадрильи «Нормандия-Неман», говаривал, что авиационная катастрофа начинается с не заправленной утром постели. То бишь мелочи имеют продолжение.

НАШЕСТВИЕ ИЗНУТРИ

Школьно-форменная история получила продолжение. Очень колоритное. В той же школе, где тлеет искра героического подпольного антиджинсового движения и откуда из-за трёх прогулов якобы запросто можно угодить за решётку, учится мальчик. Как-то раз пришёл он на занятия... с железным пальцем. Эффектное такое приспособление, с когтем. Надевается на руку. Подросток открыто забавлялся «игрушкой» на шести уроках и лишь «географичка» сделала ему замечание и заставила спрятать странную штуку. Всех остальных педагогов ког-тистый железный палец не смущал вовсе. И правда – что тут предосудительного? Не джинсы же, в самом деле!

А железный палец – это, между прочим, аксессуар готов, к которым парнишка с упоением причисляет и себя.

Готы – одна из самых модных и популярных молодёжных субкультур. Настоящий гот во всём придерживается мрачного колорита готики. Носит только чёрную одежду, соблюдает искусственную бледность лица (пудрится), обводит глаза, губы и брови чёрным гримом, красит волосы в чёрный или электрик.

Дальше в лес – больше дров: железные пальцы, ошейники с шипами, пелерины, остроносые, разрисованные черепами ботинки. Зачем? Вот цитата англий-ской писательницы с пятнадцатилетним готским стажем: «Пристрастие гота к чёрной одежде является отражением чёрной эстетики – берёшь то, что считается злом, и делаешь это прекрасным». И не надо путать готов со стилягами, чья оригинальность ограничивается цветом и покроем штанов. Готика не только одежда, но и странное хобби – например, ездить на работу на катафалке. Внимание, дорогие наши педагоги – не в школу, а на работу! То есть любовь к черепам и катафалкам не исчезает вместе с подростковыми прыщиками на носу, а становится стилем всей жизни.

Готический фанат жёстко регламентирован – готика контролирует его культурные пристрастия, стиль общения и даже любовь к тем, а не иным напиткам. Хорошая литература для гота – это Эдгар По, Брэм Стокер (автор «Графа Дракулы»), мрачное фэнтези, история Средневековья. Хорошая музыка – группы Fields of the Nephilim, Sisters of Mercy, March Violets, Subway to Sally. По признаниям самих готов, такая музыка «не добавляет оптимизма». Психологи более категоричны – по их мнению, композиции Sisters of Mercy способствуют развитию глубокой депрессии.

Кодекс истинно готского поведения разработан так тщательно, что готику так и тянет обозвать «идеологией». Истинный гот, каковым страстно хочет стать тот самый брагинский пацан, обязан быть странным во всём. Ни в коем случае не увлекаться футболом, не копаться в дачных грядках, избегать всего, что любят простые смертные. На всех неготов реагировать отрешённо. Всегда помнить, что гот – никем (кроме своих) не понятый интеллектуал, видящий мир по-другому. Хорошо, например, на вечеринках танцевать так: не обращая ни на кого внимания, долго-долго делать два с половиной шага вперёд, два с половиной – назад, отрешённо глядя в пол и загадочно поводя руками.

А пить, по требованиям готической этики, прилично только «Укус змеи» – смесь светлого пива и сидра, иногда с чёрной смородиной. «Это худшее, что придумали готы после вторжения в Римскую империю в 267 году» – шутят они сами. Известный британский культуролог Брилл утверждает, что готика – субкультура, чуждая насилию. «Они вроде хиппи. Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек».

С мистером Бриллом никто и не спорит – несмотря на почти полное внешнее сходство, готы – это, к счастью, не сатанисты. Они действительно любят кладбища. Наверное, даже слишком горячо любят. В своё время готы разорили великий, первый в истории Рим. Кто знает, так ли они безопасны для третьего Рима, как совсем недавно величали одну страну, в которой в джинсах на уроки ходить нельзя, а с железными пальцами можно?