Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 09 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/1034/

Под замком – не значит в безопасности

рубрика: Образование
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА

Один из наших читателей, 16-летний Иван Костяев, оценивая школу, в которой проучился год, написал в редакцию: «Не понимаю, зачем родители сдают деньги на охрану в этой школе. Охранник всех пропускает, более того, пьет пиво и курит с подростками, которые только числятся в школе. Причем с наступлением холодов они спокойно перебираются в здание. И охрана этому не препятствует».


Действительно, можно ли считать, что наши дети надежно защищены? Ведь в последнее время учебные заведения все больше напоминают некие оборонительные сооружения с телохранителем.

КНОПКИ, КАМЕРЫ И СТОРОЖ ДЯДЯ ВАСЯ

Главная причина «укрепления обороны» – обрушившиеся на страну теракты, боевики и особенно трагедия в Беслане. По словам главного специалиста департамента образования Владимира Карандашова, первое письмо муниципальным органам управления образования было направлено еще лет пять назад. Рекомендовалось во всех учебных заведениях ввести пропускной режим. Будет ли это охрана или дежурство педагогов – все равно. Можно было установить и систему видеонаблюдения, и металлические двери с солидным замком, и что-то еще в том же роде.

В результате многие школы, даже те, что давно отгородились от белого света заборами, наняли охранников. Сколько школ области имеют сегодня секьюрити, мне узнать не удалось. В департаменте образования сказали, что точные цифры – закрытая информация. Уж не государ-ственная ли тайна? Единст-венное, что не засекречено, – это общие фразы. В частно-сти, Владимир Карандашов утверждает: все школы обеспечивают охрану учащихся, и большая часть из них имеет охран-ников.

Информация к размышлению: школа считается охраняемой и в том случае, когда на границе царства знаний стоит сторож дядя Вася и когда почетная миссия дежурства возложена на учительницу пения, например. А кому не доводилось быть свидетелем картины: стоит вообще невесть кто, запишет фамилию и пропустит. Как-то самой пришлось столкнуться с «дежурившим» мужичком подшофе. Не стану называть номер школы, думаю, подобное можно увидеть не в одном учебном заве-дении.

– Наш охранник, – подтверждает мое впечатление и одна из приятельниц, – пропустит кого угодно, если сказать: «К директору». Только в журнал запишет. И назовись ты хоть Пупкиным.

…По словам Владимира Карандашова, каждое учебное заведение само решает, откуда приглашать охранников. Кроме того, школа – самостоятельная юридическая единица, и департамент лишь что-то рекомендует. Вести же учет или контролировать, как реализуется пропускная система, чиновники не обязаны. За все отвечает школа.

В управлении образования мэрии тоже не ведут учет: сколько школ обзавелись телохранителями, сколько – камерами видеонаблюдения. Зам-начальника управления Валентина Малютина только отметила, что охрана есть не во всех ярославских школах и ее финансирование бюджетом города не предусмотрено. Вопрос решается родительскими комитетами: согласятся папы-мамы вносить деньги – будет охрана, нет – нет.

В ряде учебных заведений города установлена тревожная кнопка, позволяющая быстро вызвать наряд милиции. Дело, конечно, хорошее, но не поможет при теракте. Ведь милиция приедет в уже захваченную школу, какая разница – через 5 или 15 минут? Вообще тревожная кнопка явно не панацея от бед. От одного из собеседников, просившего не называть ни его имя, ни номер учебного заведения, услышала такую историю. Школу, где учится его ребенок, ограбили. В наличии имелись и кнопка, и сторож! То ли старичок уснул, то ли испугался грабителей, но милицию вовремя не вызвал…

Хотя не все так тоскливо. Большинство школ все-таки отказались от привлечения к делу охраны случайных людей и предпочитают работать с фирмами, имеющими лицензию. Тем более что, сражаясь за клиента, профессиональные тело-хранители, как правило, строго следуют инструкциям: несколько раз в течение дня обходят здание и территорию вокруг школы, высматривая, нет ли бесхозных вещей и подозрительных предметов. Следят за учениками: чтоб не курили, не били окна, не хулиганили.

ПОЧЕМ СЕКЬЮРИТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Деньги на охрану, как уже говорилось, ищет сама школа. Находит, естественно, у родителей (у кого ж еще?). По словам Владимира Карандашова, вопрос финансирования возлагался в том числе и на муниципальные органы управления образования, и на местные администрации. Тем не менее спасение утопающих остается делом рук самих утопающих.

Суммы сборов примерно везде одинаковы. Отличие только в способе их взимания. Где-то собирают по 15 – 20 рэ в месяц. Где-то по 150, но за весь учебный год, а где-то по 200 каждый квартал – «на нужды школы, в том числе и на охрану».

А вот в 83-й школе Заволжского района с родителей денег не берут... Как рассказала директор учебного заведения Валентина Корнилова, несколько раз на собраниях предлагалось нанять охранника и содержать его за счет родителей, но большинство пап и мам отказывались: не по карману. Поэтому после согласования с департаментом образования было решено оплачивать работу за счет денег, выделяемых школе из бюджета.

С сентября в 83-й появились сотрудники одной их частных охранных фирм. Удоволь-ствие обходится в 9 тысяч ежемесячно, сколько получает телохранитель, стоящий на посту с половины девятого до 15.30, школьные власти не ведают. Вечером здание охраняют техслужащие за свою обычную зар-плату.

Но в условиях подушевого финансирования не каждое учебное заведение может позволить себе вообще не прибегать к помощи родителей. В 28й школе Фрунзенского района в начале этого учебного года появилась система видеонаблюдения. Как рассказал директор школы Александр Волков, девять камер, три из которых ведут наружную съемку, приобрели за счет выделяемых школе бюджетных средств. Обошлась чудо-техника где-то в 60 тысяч.

– Но у нас больше тысячи учеников. А где возьмут деньги школы, в которых триста или меньше детей? – размышляет Александр Николаевич. – Убежден: необходимо целевое выделение денег «на безопасность».

Но даже при таком количестве учеников деньги на охранников, которых двое, в 28-й собирают с родителей. Директор не скрывает, что старается найти «часовых» подешевле. Из соображений экономии пока не устанавливают в школе и тревожную кнопку.

– Каждый месяц платить за ее обслуживание – накладно, – говорит Александр Николаевич. – Я предлагал ввести для учебных заведений такую форму: оплачивать каждый вызов, в том числе ложный, но без ежемесячных взносов. Никто на подобные уступки не идет: невыгодно.

С 2006 года в большинстве школ города появится милиция. 28 инспекторов будут закреплены за самыми крупными учебными заведениями. Услуга бесплатная. Но, по словам начальника отдела УВД области Сергея Грибанова, в задачу «школьных участковых» вовсе не будет входить охрана. Инспектора займутся профилактикой правонарушений, выявлением неблагополучных семей и возрождением такого совет-ского детища, как клубы юных друзей милиции.

А НАМ ВСЕ РАВНО?

Самым удивительным в ситуации с безопасностью для меня оказалось отношение родителей. У кого бы из них ни спросила: «Вы в курсе, кто именно охраняет вашу школу?» – слышала что-то невразумительное. «Кажется, кто-то из какого-то охранного агент-ства», «Честно говоря, понятия не имею!», «Да какая-то тетка в форме» – вот типичные ответы. Может быть, я просто не тех спрашивала?

На вопрос «А нужен ли охранник вообще?» прозвучали в основном пессимистические ответы: «Да что один человек может сделать, случись что-нибудь экстренное? У него ведь в руках только дубинка», «Ну от хулиганов в принципе защищает», «Да не нужен он! Так, для придания солидности стоит», «Первое время у нас даже родителей в школу не пускали. А сейчас… Бывает, самого охранника днем с огнем не сыскать». Понятно: живой человек, надо ведь ему отлучиться кой-куда. Получается, «часовой» служит только для усыпления бдительности.

Вторая проблема – более глубинная. Отношение к безопасности вообще. Можно превратить школу в крепость с автоматчиками, возвести железобетонный забор с колючей проволокой под током, забить окна кирпичами, каждого пришедшего обыскивать. Но дети не будут в безопасности. Потому что большинство школьников явно не в курсе, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Скажем, лежит на полу пакет. Никто не спросит: «Чья сумка?» А опасное событие порой вызывает не естественное (и правильное!) желание убежать подальше, а нездоровое любопытство. Поглазеть на какой-нибудь пожар дети собираются толпами.

Поведению в экстремальной ситуации нужно учить. Лучше – с детского сада. На тех же сказках. Не открывай дверь незнакомым, иначе можешь повторить судьбу шестерых козлят из сказки про волка. В школах на уроках основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) беседы на подобные темы вообще норма.

Но пока безопасность не стала одной из главных потребностей не только детей, но и взрослых. Кто из родителей спрашивал у своего ребенка, чему его учат на ОБЖ? Даже не стала задавать такой вопрос никому из своих собеседников, побоялась: ответы будут сродни тем, что и на вопрос об охране.

Необходим перелом в сознании. Нам все кажется, Беслан – это где-то далеко, с нами не случится. Но на самом деле мы беззащитны перед терроризмом. Как и перед хулиганами, ворьем, бандитами. Видеотехника, заборы, охранники и прочая – замечательно. Но без внимания каждого и правильного отношения к безопасности они не помогут.