Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 13 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/11890/

Язык до школы доведёт

рубрика: Образование
Автор: Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Четвёртый тур областного этапа конкурса «Учитель года России» в 2008 году высветил интересную тенденцию. Выпускницы иняза бросают «тёплые места» и идут в школу, которая становится престижным и интересным местом работы. Саша Михеичева закончила иняз педуниверситета в 2005 году. Ещё чернила на дипломе не выцвели, а она уже вошла в шестёрку лучших учителей области.


ЗАЧЕМ ВЫ, ДЕВОЧКИ,АНГЛИЙСКИЙ ЛЮБИТЕ?

Ярославские девушки, окончив факультет иностранных языков, до недавнего времени очень редко шли работать по специальности, то есть в школу.

Понятно, что кто-то поступал просто ради вузовских корочек или гуманитарного образования, другие грезили работой с иностранцами и большими деньгами. Школа в эти планы не вписывалась. Но реальность ярославского рынка такова, что не так уж у нас много контактов с заграницей. На 100 выпускниц в год со знанием европейских языков в провинциальном городе иностранцев не напасёшься. Школам же в последние годы учителей не хватало, но пойти преподавать считалось среди выпускниц крайне непрестижно и безденежно.

И вдруг краснодипломница, лучшая выпускница курса, аспирантка бросает работу в университете, аспирантуру и уходит в школу. И даже не с углублённым уклоном. Обычную. И даже не в центре, а за Волгой.

ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ... ДИНОЗАВРА

Вообще-то Саша мечтала быть палеонтологом. Но родители не отпустили домашнюю девочку учиться в далёкий Питер. И тогда девушка поступила на факультет иностранных языков, чем очень озадачила всю семью. Мама, папа, дедушки и бабушки – все сплошь инженеры, математики, и вдруг в семье появляется гуманитарий! Откуда взялись у Александры и её младшей сестры Ани страсть и способности к языкам – до сих пор в семье Михеичевых загадка.

Первые три года Саша добросовестно прошла через все положенные круги профессионального роста. Репетиторствовала, переводила, на курсах преподавала, с иностранными туристами работала. И на школьных учителей смотрела с испугом: материальный недостаток, перегруз на работе. Чур, меня, чур.

На пятом курсе её пригласили подменить уволившегося учителя. И девушка пропала...

– Для меня вставать каждое утро – пытка. Я – сова. А тут просыпаюсь с радостью: «В гимназию, в гимназию».

– Покажите правую руку, – попросил я. Не заметив обручального кольца, спросил: – Если кормящего мужа нет, то как же вы живёте на нищенскую зарплату учителя?

НАЗАД В ШКОЛУ

Как оказалось, молодые педагоги зарабатывают не так уж мало. 8 – 9 тысяч. Это при том, что рабочий день заканчивается в полтретьего. Многие инязовцы, выбравшие «переводной хлеб», получают при полном рабочем дне 10 – 12 тысяч.

Александра, конечно, не отбывает в школе минимально положенное время. У неё ведь ещё и классное руководство. И вообще, она – не отсиживающий свои часы преподаватель, она учитель, наставник.

Именно это привлекает её в работе в школе.

– Со студентами интереснее в плане языка, но я им почти ровесница. Что я им могу дать в духовном плане? А вот детям идёт передача знаний, умений, навыков. С учениками я говорю с позиции старшего. Это очень интересно: воспитывать их и учить.

А если человек влюблён в свою профессию, то его рабочий день не заканчивается в 14-15, как определяет приказ. Надо позвонить маме Пети Иванова, поговорить с папой Маши Петровой, посмотреть на своих, которые гуляют на заднем дворе, и прочее, прочее, прочее.

Саша развила такую активную деятельность, что подруги, которые ушли в помощницы директоров, вдруг стали ей завидовать. Ей – учителю. Ну кто они в своих фирмах? В основном, секретарши, которые иногда занимаются переводом. Стремительной карьеры что-то не видно...

Иностранных поездок и делегаций – тоже. Сидит её однокурсница где-нибудь менеджером, перепродаёт товары и понимает, что она обычный винтик торгово-закупочного механизма. В любой момент её с тем же успехом заменят на другую девочку.

А у Саши – конференции, курсы, конкурсы. После того, как девушка закончила международную школу информационно-коммуникативных технологий и стала вести курсы для учителей, а потом и вошла в ассоциацию учителей английского языка, её имя стало известно в городе.

– Конечно, если ты просто сидишь в школе в своём кабинете английского языка и ни с кем не общаешься, то такому учителю никто не будет завидовать, – считает конкурсантка. – Я очень рада, что моя сестра стала задумываться о работе в школе. Раньше говорила: «Нет, профессия непрестижная», а сейчас посмотрела на меня и – «Может, и мне попробовать?»

МЛАДОРЕФОРМАТОРШИ ИДУТ

На мысль принять участие в конкурсе Александру натолкнула ее коллега, учительница литературы Светлана Храмцова. Саша поначалу засмущалась: «Не рано ли мне, всего-то два с половиной года отработала?» «Уже можно», – заверила коллега и буквально окрылила юное дарование.

Районный конкурс Александра Михеичева выиграла на мандраже. Вокруг были учителя с пятнадцатилетним стажем, и Саша не могла поверить, что она конкурирует с ними. Тем более, что одно дело вести уроки «со своими» детьми, и совсем другое – перед придирчивой комиссией. И очень мешал «синдром отличника»: хотелось, чтобы все было без единой помарки. Волновалась жутко.

Зато очень порадовали ученики, которые ходили за ней хвостиком и говорили: «Александра Вячеславовна, съешьте мандаринку. Вам витамины нужны. А вот шоколадка – она для мозгов полезна».

Когда же десятиклассники узнали, что надо будет проводить открытый урок в чужом классе, то предложили себя в качестве испытательного полигона.

На подведении итогов районного этапа, когда вручали приз за первое место, фамилию Михеичева пришлось повторять несколько раз: победительница не рассчитывала на викторию и поэтому даже не особо прислушивалась к тому, что говорили члены жюри.

На областном конкурсе было уже гораздо легче, поскольку Александра поверила в свои силы и поняла, что раз ее идеи оценили, то они чего-то да стоят. Очень обрадовалась, что по ходу конкурса открыла в себе актерские способности. Всегда была стеснительной, а на районном конкурсе пришлось готовить «визитную карточку», разыгрывая её, как маленький спектакль.

На областном этапе было, с одной стороны, уже проще, поскольку конкурсы были почти те же самые. Ещё очень порадовало, что учителя поддерживали друг друга. А то подруги пугали, что в финальной стадии учительницы будут вести себя, как на конкурсах «Мисс мира»: стекла – в туфли, клей – в пудру и прочие женские колкости. Александра получила большое удовольствие от общения с коллегами, хотя и приходилось домой возвращаться за полночь, готовясь к очередному этапу. Мама все время считала, что дочь ничего не ест, и грозилась приходить на конкурс... с супом в кастрюльке.

– А я ем, только она не видит, – оправдывалась учительница.

Свои уроки Александра проводила в обычных классах. И оба не были с английским уклоном. Но все прошло нормально, так что девушка убедилась, что может наладить контакт с детьми и без английского языка. Труднее пришлось со старшими коллегами, с некоторыми из которых пришлось общаться на полузабытом «русском взрослом».

Но то, что она пробилась в финальную шестерку, говорит о том, что Александра на верном пути.

– На меня сыграло, что иностранный язык сейчас на подъеме: сделали три часа вместо двух. И ещё сработала нестандартная подача. Обычно как делают презентацию? Слайды и комментарии. А я все построила в виде диалога с компьютером, где и рассказала о своей программе. Боялась, что такая нестандартность будет плохо воспринята, но вышло наоборот.

Новая форма презентации очень удачно совпала с темой выступления конкурсантки – «Формирование социокультурной компетенции в обучении английского языка». Готовясь к конкурсу, она окончательно убедилась, что педагогика для нее гораздо интереснее «чистой науки».

– Вот чуть освободится время, буду снова поступать в аспирантуру и писать диссертацию по педагогике, – считает Александра.