Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 23 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/1241/

Инновационному техническому университету быть

рубрика: Образование
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Как мы уже сообщали, в Ярославском техническом университете состоятся выборы ректора. Дальнейшая судьба крупнейшего центра технической науки и выс-шего технического образования области во многом зависит от личности руководителя вуза, которого изберет профессор-ско-преподавательский состав на конференции 29 декабря.


Судьба ЯГТУ, его дальнейшее развитие, место, которое он будет занимать в отечественной высшей технической школе и науке, глубоко небезразличны ярославскому дизелестроению. Этот вуз был и остается не только кузницей инженерных кадров отрасли, но и крупнейшим центром научной и конструкторской мысли.

Свою оценку событий, которые происходят в ЯГТУ, согласился дать ветеран автомобильной промышленности, много лет работавший главным инженером и генеральным директором «Автодизеля», ныне профессор ЯГТУ, академик, председатель Ярославского отделения Международной и Российской инженерных академий, лауреат Государственной премии Виталий Долецкий (на снимке).

– Виталий Алексеевич, ЯГТУ много лет с момента создания кафедр двигателей внутреннего сгорания и автомобильного транспорта тесно сотрудничает с ярослав-скими предприятиями дизелестроения и потребителями их продукции в России, Беларуси, других странах ближнего зарубежья. Сегодня в отрасли назрели качественные перемены. И о них хотелось бы узнать подробнее.

– Ярославское дизелестроение и связанные с ним химические предприятия области являются как основными потребителями и заказчиками научных разработок ЯГТУ, так и работодателями для его выпуск-ников. А задачи перед отраслью стоят неизмеримо более сложные, чем десять, даже пять лет назад. Это связано с необходимостью в кратчайшие сроки поднять технический уровень отечественных двигателей и автомобилей до уровня европейских стандартов.

С первой российско-белорусской программой по созданию моторов и топливоподающих систем с показателями Евро-2 – одной из главных программ Союзного государства – наши дизелестроители и ученые ЯГТУ справились успешно. На два года раньше срока организован серийный выпуск таких дизелей в ОАО «Автодизель» в объемах, удовлетворяющих потребности заказчиков – Минского и Уральского автомобильных заводов.

В 2005 году советом министров союзного правительства утверждена программа развития дизельного автомобиле-строения до 2008 года. Она предусматривает разработку конструкции двигателей, топливной аппаратуры и автомобильной техники по стандартам Евро-3 и начало их производства в 2008 году, а по стандарту Евро-4 – в 2010-м. Это ставит перед университетом задачу продолжения интенсивных научных изысканий в области дизелестроения и подготовке инженеров и ученых нового типа.

– Что требуется от технического университета, чтобы соответствовать уровню поставленных задач?

– Сегодня на всех предприятиях дизелестроения возрастной состав инженерного корпуса, линейных и главных специалистов критический. Необходимо его решительное обновление. Причем налицо острая нужда в профессионалах современного уровня, в совершенстве владеющих информационными технологиями, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и производственную деятельность, умеющих реализовать себя в инновационной сфере.

ЯГТУ сможет предоставить такие кадры ярославским предприятиям, если будет активнее модернизировать свои методы обучения, техническую, информационную базу кафедр и лабораторий. Университет должен стать интеллектуальным центром, способным решать важнейшие задачи в области фундаментальной и прикладной науки. Причем не только отвечать запросам промышленности, но идти впереди, создавать новые потребности отраслей в инновациях.

– Виталий Алексеевич, вы как моторостроитель-производственник и профессор вуза внимательно знакомились с программами кандидатов в ректоры ЯГТУ. Какая из них, по-вашему, наиболее соответствует этим задачам?

– На мой взгляд, в программах всех пяти кандидатов есть рациональное зерно. Но у каждого из них свой опыт в решении управленческих задач. На новом этапе реформы системы образования в стране ректор должен быть не просто известным ученым в какой-либо отрасли науки, он должен быть опытным управленцем, имеющим авторитет в административных структурах и деловой среде, способным наладить комфортную рабочую атмосферу в коллективе, уметь привлечь финансы в вуз. Я считаю, что в наибольшей степени этим требованиям отвечает кандидатура Валерия Сергеевича Иванова. Я побывал в МУБиНТе. Достаточно заглянуть в аудитории, библиотеку, чтобы убедиться, какое это современное высшее учебное заведение. Там комплексно используются информационные технологии. Они позволяют повысить эффективность учебного процесса, наглядность лекций, обеспечить студентов распечатками необходимых материалов. Вуз очень тесно сотрудничает с предприятиями области в сфере науки и подготовке кадров.

Валерий Сергеевич имеет весомый авторитет в академических кругах, и не случайно ректоры Ярославской области избрали его исполнительным директором некоммерческого объединения вузов «Совет в поддержку образования и науки».

Нет сомнения, что, став ректором ЯГТУ, Иванов реализует свой богатый опыт и на новом месте работы.

Реформа высшего образования предусматривает для технических вузов получение статуса государственных инновационных университетов с соответствующим финансированием научных разработок и учебных процессов. Сформулированная Валерием Сергеевичем Ивановым в его кандидатской программе стратегия развития ЯГТУ как раз предусматривает возможность нашему вузу войти в число этих немногих элитных высших учебных заведений России. Мы, производственники, всемерно будем помогать ему в решении поставленной задачи и реализации других значимых межвузовских проектов.