Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 26 августа 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/13957/

Самый любимый учитель

рубрика: Образование
Автор: Татьяна КИСЕЛЁВА

«Спасибо, школа и учителя, за то, что дали нам такие знания. Мы очень вас любим. А больше всех мы любим Владимира Александровича. Это наш любимый, самый остроумный, самый весёлый и самый умный человек из всех, кого мы знаем» – такой «автограф» оставили на книжечке с билетами для выпускных экзаменов в 1977 году десятиклассники первой школы. Посвящены эти строки учителю физики Владимиру Бабкевичу, который вместе с Гаврилов-Ямом недавно отметил свой семидесятый день рождения. Автограф до сих пор является для него одной из самых дорогих реликвий. Отличник просвещения, лауреат двух Соросовских премий, заслуженный учитель Российской Федерации Владимир Александрович шестьдесят лет своей жизни отдал первой средней, которую закончил сам и где преподаёт вот уже более полувека. Но дороже всех наград и званий для педагога – любовь и признательность его учеников.


Бабкевич, пожалуй, один из немногих учителей, возле которых всегда толчётся ребятня: вместе со своим педагогом мальчишки и девчонки постоянно что-то придумывают, изобретают, мастерят. А из кабинета физики нередко раздаются то взрывы смеха, то громкие споры, а то и стук молотка или тонкий визг лобзика. И так было почти всегда, все эти пятьдесят с лишним лет, что Владимир Александрович стоит возле доски, открывая уже не первому поколению школьников тайны одной из самых сложных, но вместе с тем и одной из самых интересных наук. Кстати, абсолютное большинство всяческих приборов и приспособлений в этом кабинете сделано руками самих ребят и их наставника, изобретательская мысль которого часто намного опережала своё время. Взять хотя бы пульт управления, на дисплей которого вынесена не только панель, позволяющая одним нажатием кнопки включать и выключать свет, опускать и поднимать экран или задвигать светонепроницаемые шторы на окнах. Этот хитрый прибор является чем-то вроде компьютера и даже может заменить учителя в оценке устных ответов школяров. Причём отметка тут же высвечивается на огромном мониторе, вмонтированном в стол преподавателя, и здесь уж ни о какой предвзятости или необъективности не может быть и речи. А появилась эта чудо-машина в первой средней в конце восьмидесятых, когда о компьютерах в нашей стране ещё мало кто слышал.

– Все многочисленные проверяющие, кои в те годы постоянно контролировали учебный процесс, были просто в шоке, увидев такой прибор, – улыбается Владимир Александрович. – И вскоре в школу зачастили делегации. Специалисты тщательно всё осматривали, щупали, щёлкали кнопками и восхищённо качали головами. Не уверен, удалось ли им воплотить эту нашу идею в своих школах, но одно знаю точно: автоматически опускающиеся шторы на окнах впоследствии появились во многих учебных заведениях. А ведь родиной этого ноу-хау стала именно первая средняя.

Честно говоря, первая средняя являлась первопроходцем во многих интересных начинаниях. И самые креативные идеи принадлежали, как правило, именно Владимиру Бабкевичу, сумевшему заразить ими своих учеников, просто обожавших любимого педагога. Так в начале семидесятых здесь появился первый в Гаврилов-Яме ВИА, и это несмотря на то, что необходимых музыкальных инструментов в тогдашнем Советском Союзе достать вообще было нельзя, особенно в провинции. Но ребят это не остановило – они засучили рукава и принялись за работу. «Мальчишки всё мастерили своими руками: выпиливали корпуса гитар, прилаживали к ним грифы, только что струны не делали, – вспоминает В. А. Бабкевич. – А уж об усилителях и говорить нечего, здесь мы, что называется, давно собаку съели». Вскоре новорождённый ансамбль, получивший популярное в те годы название «Дружба», уже давал первые концерты, а его участники – Алик Грачёв, Валера Пичугин, Серёжа Давыдов, Андрей Иванов – стали в родной школе настоящими звёздами. Да и не только в школе, потому что весть о «Дружбе» мгновенно облетела весь район, сделав старшеклассников первой средней настоящими любимцами публики. Но был на их пути к славе и один курьёзный случай, обернувшийся потом большими неприятностями.

– Помню, выступали мы с ребятами на смотре самодеятельности в клубе «Текстильщик», – рассказывает Владимир Александрович, – а посвящён он был предстоящему юбилею Ленина. Понятно, что все номера должны были быть идеологически выдержаны. Так оно, в сущности, на самом деле и было, и только выступление «Дружбы» сразу пошло в разрез с предписанными канонами. Сначала спели «Живёт моя отрада», потом вторую, столь же фривольную, по мнению жюри, песню. Публика ревёт от восторга и отпускать ребят не хочет, но ведущие объявляют следующих участников. Зал продолжает неистовствовать, вызывая наших мальчишек на «бис». Крики и аплодисменты зрителей, продолжавшиеся около получаса, так и не дали закончить смотр, его пришлось прервать, за что потом, сами понимаете, нас по головке не погладили.

Примерно в это же время в первой средней появилась и собственная киностудия. Родилась она с лёгкой руки отца одного из учеников – Геннадия Акимова, великолепного фотографа, который всего-навсего предложил купить камеру. «Я, честно говоря, и думал, что он этим будет заниматься сам, – улыбается Бабкевич, – но Геннадию Михайловичу уже тогда нездоровилось, так что пришлось брать бразды правления в свои руки». И вскоре школьный «Голливуд» уже обзавелся сразу тремя кинокамерами «Киев». К технике потребовалось огромное количество плёнки, проявителей-закрепителей, осветительных приборов, ведь съёмка требовала и дополнительного освещения. Владимир Александрович, одержимый новой идеей, сумел «пробить» смету в вышестоящих образовательных инстанциях и проторить дорожку не только на Переславскую кинофабрику, ставшую впоследствии «Славичем», но даже в Министерство кинематографии, на «Мосфильм», откуда и привёз в Гаврилов-Ям пару мощных прожекторов. И хотя на советской «фабрике грёз» они были уже давно списаны, всё же делу развития школьного кино послужили верой и правдой не один год. И процесс пошёл… Ребята работали с упоением: снимали, обрабатывали плёнку, озвучивали готовые фильмы и, увлечённые творчеством, нередко почти всю ночь проводили в школе. Но зато полученный результат всех буквально ошеломил и созданные студийцами фильмы пользовались в родной школе просто бешеной популярностью. Один шпионский детектив чего стоил!

– В студию тогда ходило много ребят, – вспоминает Владимир Александрович, – и среди них попадались даже двоечники, потому что интерес к съёмкам проявлялся независимо от успеваемости. Но должен сказать: все эти мальчишки стали вполне успешными людьми, а кое-кому школьное увлечение даже помогло выбрать профессию, например Аркадию Акимову – признанному сегодня мастеру фотографии.

А между тем самому Бабкевичу путь в профессию указал Николай Сергеевич Царев­ский, великолепный педагог, много лет преподававший физику в первой школе. Сын священника из Лахости, он был разносторонне одарённым человеком, а ещё истинным интеллигентом, называвшим на «вы» даже самых маленьких своих учеников. Фотография любимого учителя, правда, изрядно потрёпанная и пожелтевшая, до сих пор стоит в кабинете физики и вдохновляет самого Владимира Александровича на служение этой интереснейшей из наук, любовь к которой он и сам сумел привить не одному поколению юных гавриловямцев. И это постоянное общение с молодёжью наверняка даёт и самому Бабкевичу тот заряд бодрости, который позволяет оставаться молодым душой и по-прежнему сеять разумное, доброе, вечное, несмотря на свои семьдесят.

Комментарии