Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 03 декабря 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/15308/

Вузов меньше, специалисты лучше

рубрика: Образование
Автор: Мария АГРАНОВИЧ, Юрий МЕДВЕДЕВ.

Прогноз министра образования и науки РФ о сокращении числа вузов на 20 процентов и создания вместо множества университетов крупных региональных научных центров горячо обсуждается руководителями и преподавателями высшей школы, аспирантами и студентами. На широкий круг вопросов реформы образования от детского сада до университета министр на днях ответил в интервью корреспондентам «Российской газеты». Часть обсуждаемых вопросов о едином государственном экзамене и реформе в школах, планах правительства по перестройке дошкольного и школьного образования уже освещалась в «Северном крае». Вашему вниманию мы предоставляем ту часть интервью, где речь идёт о высшей школе.


– Вы говорили, что из трёх тысяч с лишним вузов и филиалов в России должно остаться не более тысячи. Какими методами «ужиматься» будем?

– Я действительно считаю, что если бы в России сохранилась где-то тысяча, так скажем, «точек» высшего образования, включая филиалы вузов, то эта сеть позволила бы более эффективно и финансировать, и развивать высшую школу. Но начать следует не с этого.

Отвечая летом этого года на вопрос, сколько в России сегодня имеется серьёзных конкурентоспособных университетов, я назвал число 50. И добавил, что ещё примерно 150 – 200 вузов дают хорошее образование, но по более узкому профилю. Сегодня же в стране 1,5 тысячи аккредитованных вузов и 2200 филиалов. И я не говорю о представительствах вузов, которые тоже часто ведут занятия, что вообще незаконно. Сегодня многие регионы сами требуют: закрыть филиалы, куда абитуриентов порой принимают просто по переписке. Как? Заполнил анкету, получил в ответ квитанцию, оплатил – и ты студент. Это дискредитация образования. Получается, что можно писать «молоко» через «а» и поступить в вуз.

Надо избавляться и от филиалов-дублёров, когда, например, в городке с населением 50 тысяч человек четыре филиала готовят по одинаковым специальностям. Конечно, мы должны думать о студентах, которые там учатся. По крайней мере, о тех, кто добросовестно поступал и добросовестно занимается. У них должна быть возможность продолжить учёбу в нормальных условиях.

– Отрезвляюще подействовал на многие вузы инцидент с лишением статуса двух уважаемых госуниверситетов. Такая практика продолжится?

Это не инцидент. Просто по существующим правилам по ряду параметров эти заведения не выполняют требования, предъявляемые к университетам. Выяснили, что по некоторым параметрам эти заведения – не университеты. Но должен сказать, они по-прежнему остаются очень хорошими вузами. Был период, когда институты охотно переименовывались в университеты, рассчитывая на какие-то преференции. Сделать это было легко. А на самом-то деле мало что изменилось. Статус не влияет ни на зарплаты, ни на финансирование.

Сегодня аккредитационные показатели в той или иной степени не выполняют около тысячи филиалов. Нам нужно поддерживать эффективные институты, увеличивать их финансирование, а не растрачиваться на псевдообразование. Думаю, в ближайшем будущем количество филиалов вузов в регионах уменьшится вдвое – одни будут закрыты, другие будут присоединены к дающим более качественное образование. Количество вузов года за четыре тоже, по нашим оценкам, сократится где-то процентов на 20 путём реорганизации и объединения. И никто от этого не потеряет.

– В нацпроекте что-то новое появится на будущий год?

Главное, что он не исчезнет, продолжит набирать обороты. Будем развивать направление, сформулированное президентом, – «Наша новая школа». База для этого уже есть: конкурсы лучших школ и учителей, проект по школьному питанию, комплексные проекты модернизации образования в ряде регионов.

– Чья идея – объявить 2010-й Годом учителя?

– Это идея президента.

– Делается много, а проблем по-прежнему хватает?

Фурсенко: В России образование действительно стало национальным приоритетом, как никогда уделяется много внимания учительству и школе. И это связано не только с тем, что в рамках нацпроекта добавили деньги. Все поняли, что без этого никуда. Думаю, что Год учителя, если его правильно «запустить», сыграет огромную роль на перспективу.

– Инна Бакланова из Екатеринбурга спрашивает: «Способна ли наша наука сегодня позволить себе исследования по «широкому фронту», как до сих пор. Или надо выделить приоритеты?»

Независимо от того, есть финансовые проблемы или нет, речь должна идти прежде всего о качестве научных работ. Мы подготовили проект постановления правительства об оценке результативности работы научных организаций. Предлагается ввести чёткие критерии, индикаторы, которые позволят понять, кто есть кто в научном сообществе. Что за критерии? Ничего нового не придумано. В первую очередь это «вес» научных организаций в мировом научном пространстве, что оценивается, например, по числу публикаций в престижных журналах, по индексу цитирования.

Говорят, вот есть учёные, которые, как Илья Муромец, сиднем сидели 33 года, а потом выдали уникальный результат. И как к ним подойти с формальными критериями? Да, есть уникальные исключения. Но они лишь подтверждают правила. Такие учёные, как правило, вырастают в очень сильных институтах. Тот же математик Григорий Перельман, на которого любят ссылаться противники каких-либо критериев, вырос и работал в знаменитом Санкт-Петербургском отделении Математического института имени Стеклова. Средний индекс цитирования по этому институту очень высок, а его директор академик Фаддеев – один из самых цитируемых российских учёных. Конечно, и он, и другие прекрасно знают, кто такой Перельман, каков его научный уровень. Понятно, что институт может и должен поддерживать таких учёных. Но это вовсе не противоречит требованию ввести критерии оценки. Ведь в данном случае они касаются не отдельного учёного, а института. Чтобы сильные коллективы могли получить более существенное финансирование. А как внутри института распределят деньги – это в первую очередь дело самой научной организации. Хотя и здесь объективные критерии должны работать наряду с экспертными оценками.

То же самое относится и к вопросу о фронте работ. Академия наук сегодня получила гораздо больше независимости, и её право выделять те области, которые должны финансироваться. Но деньги ограничены. И я считаю, что академия должна взять на себя ответственность и разобраться с приоритетами, на которые следует увеличить финансирование.

– Многие специалисты называют этот проект революционным, а потому категорически против. В частности, РАН. Есть ли шанс, что проект одобрит правительство?

– Мы лишь предлагаем инструмент оценки, а дальше каждому ведомству, академии решать – принять или нет конкретно эти индикаторы. Нужны другие? Об этом можно спорить, но без них работать нельзя. Это принципиально. Надо представлять, какова отдача каждого института, и в зависимости от того распределять деньги.

Теперь по поводу того, что в академии не воспринимают разработанную нами систему оценок. Да, позиция учёных абсолютно разная. Я встречался со многими, причём не только очень заслуженными, но и совсем молодыми, хотя и уже известными учёными, которые считают, что такая система необходима.

– Но президиум академии против...

Давайте называть вещи своими именами. Многие члены президиума против, но президиум вовсе не однороден. Скажем, ректор МГУ и вице-президент РАН Виктор Антонович Садовничий с гордостью говорит, что индекс цитирования МГУ опережает любой академический институт. То есть вряд ли он считает, что индекс цитирования ничего не показывает, не отражает эффективность работы научной организации.

Навязывать какие-то конкретные критерии оценки мы не можем и не должны. Но то, что их надо вводить, это очевидно. Ведь в академии все прекрасно знают, кто есть кто. Мы лишь предлагаем: давайте формализуем эти знания и в зависимости от результата перераспределим ресурсы.

– Именно это и вызывает неприятие: сегодня – ты, а завтра – я...

Академии наук – это государственные организации. Они должны учитывать позицию государства, его интерес. А интерес в том, что лучших надо выделить и поддержать. Но, повторяю, кто лучший и худший, должны определить сами учёные.

– Проект уже внесен в правительство?

Ещё нет. По сравнению с первоначальным вариантом в него внесены изменения с учётом замечаний самых разных специалистов. В частности, указывалось, что ряд критериев излишне формализован, что их слишком много. Предстоит новый тур согласований. Надеюсь, проект будет поддержан.

– Юрий Подкопаев из Саратова считает: бизнес, который и в благоприятных финансовых условиях проявлял слабый интерес к внедрению результатов научных разработок, теперь, когда есть проблемы, вообще прекратит давать деньги. И тогда об инновационном пути развития придётся надолго забыть. Ваше мнение?

Думаю, что господдержка науки не изменится. Может, она будет расти не такими темпами, как хотелось бы, но не просядет. Однако есть серьёзная проблема. Нашу политику в сфере прикладной науки мы строили, рассчитывая на партнёрство с бизнесом. То есть часть средств в перспективный проект вносило государство, а часть – предприниматель. Сейчас здесь могут возникать трудности.

В ближайшие год-полтора больше внимания будем уделять развитию инфраструктуры, центрам коллективного пользования. Поддерживать ту науку, которая готова осуществить технологические прорывы. Вместе с партнерами из других министерств необходимо сформулировать несколько приоритетных масштабных направлений. К примеру, энергосбережение, рациональное природопользование, борьба с социально значимыми заболеваниями – это очень значимые для экономики и общества задачи. И здесь государство может стать заказчиком, формируя будущие рынки.

– На страницах «РГ» выступал американский профессор Константин Северинов. Он вернулся в Россию, но его замучили проблемы с получением выигранного по конкурсу академического гранта. Выделение денег затягивается на полгода. Если мы не можем создать нормальные условия для такого авторитетного в мире специалиста, как же возвращать в страну других учёных?

– Ситуация с грантами – это проблема. Причем не только у нас. Я общался с российскими учёными, которые получали гранты в рамках рамочных программ ЕС. Надо преодолеть множество бюрократических барьеров, выполнить довольно странные требования.

Хорошо знаю Северинова. Но вернулся не только он, просто он самый известный. Скажем, из-за рубежа возвратились учёные в Белгородский университет, потому что им создали условия для этого. С жильём помог губернатор. В рамках нацпроекта они получили очень хорошее оборудование, деньги на исследования эти учёные умеют добывать сами. Причём как в России, так и за рубежом.

Недавно я встречался с нашими соотечественниками во Франции, которые по собственной инициативе провели конференцию российской диаспоры. Они занимаются нанотехнологиями. Меня спросили, что мы можем сделать вместе. Предложил три направления: помощь в обучении наших студентов и аспирантов, участие в экспертизе, а также в совместных проектах. Все эти направления им интересны. Думаю, что это только начало контактов.