Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 24 января 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/15679/

«Перспектива» в обшарпанных стенах

рубрика: Образование
Автор: Владимир ИЩУК
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

В конце минувшего года система дополнительного образования детей отметила девяностолетие. Сегодня в Ярославской области функционируют более ста учреждений дополнительного образования – это центры, дома творчества, станции, спортивные школы, в которых под руководством более тысячи педагогов занимаются десятки тысяч детей. В общем, цифры впечатляют. А содержание? А достижения?
А проблемы?


Учреждения дополнительного образования детей, которые ещё недавно называли учебными заведениями внешкольной работы, сегодня занимают заметное место в жизни российского общества. Нет смысла сравнивать эту структуру со школьной системой – у них разные задачи. Если в школах ребята приобретают основы фундаментальных дисциплин, привыкают к режиму обучения, получают начальные сведения о жизни общества, то дополнительное образование им предлагает другой, не менее значимый блок знаний и умений, всесторонне развивающий, приобщающий к творчеству в искусстве, технике и спорте, предоставляющий необходимые для жизни сведения, которые не даёт общеобразовательная школа.
Как живёт сегодня дополнительное образование? Сравнивая со школами, по остаточному принципу. К сожалению, сегодня государственная образовательная политика не за нас. Очевидно, поэтому в отличие от них, не дают нашим учреждениям пресловутый «миллион» на развитие материальной базы, не «одаривают» дополнительными выплатами педагогов-новаторов, не обязывают иметь компьютерные классы (хотя в некоторых школах имеются по два-три комплекта), Интернет и современное интерактивное оборудование. Да что там, могут и потеснить при случае. Так, ещё недавно в «Северном» писали о сложных отношениях с агрессивными «арендаторами» в центре «Возрождение», о драматической ситуации с ремонтами в городском центре внешкольной работы, о выселении на окраину Ярославля некогда занимавшего весь парк от Вечного огня до Стрелки ботанического сада юных натуралистов.
У меня, например, вызвала удивление реакция чиновников от образования по поводу итогов проведённого по Первому каналу телемоста. Так вот, на наивный, но справедливый вопрос подростка Алёши Цыбаева: «Почему в центре анимационного творчества «Перспектива» нет компьютерного класса?» в департамент образования пришло официальное письмо, тут же переправленное в управление образования мэрии Ярославля. И все стали вместе считать, сколько средств было вложено в данное учреждение. Подсчитывали всё – и ремонты, и поездки детей на фестивали, и даже... средства, выделенные на организацию работы экспериментальной площадки и проведение массовых мероприятий. Но ведь исследовательская работа преподавателей и проведение киношколы и фестивалей – это не доход для «Перспективы», а большая дополнительная работа, для которой, как правило, и выделяются средства на определённые расходы и призовой фонд. Получается, что нас наградили (или «одарили»)... работой! Мой же вопрос главе государства: «Не станет ли практика «офизкультуривания всех и всея» регулярной политикой в ущерб культуре и образованию?» так и остался без ответа.
Именно такая тенденция – расширение спортивно ориентированного строительства – стремительно распространяется в настоящее время повсеместно. Поймите правильно, я не против оздоровления населения, сам в своё время много занимался разными спортивными играми, поэтому прекрасно понимаю целесообразность занятий спортом. Однако во всём, как известно, нужны мера и... равновесие.
Как-то разговорился со своим коллегой одного из центров в Брагине и порадовался, что его секции могут заниматься в недавно открытом новеньком, с иголочки, ФОКе. На что он с озабоченностью в голосе рассказал, что вынужден за аренду помещений платить кругленькую сумму и что в бюджете учреждения не всегда такие деньги имеются. Вот тебе и на! Много строим, но для чего и кого? Выделять деньги учреждению из бюджета города, чтобы эти деньги опять в бюджет вернулись через другое бюджетное учреждение? Почему нельзя строить эти отношения напрямую, без финансового круговорота? И таких недоразумений в нашей работе имеется немало.
Поэтому вынуждены многие мои коллеги вводить в своих учреждениях дополнительные платные услуги, пользующиеся повышенным спросом у населения. Знаю, что многие из них категорически против их введения. В этом году сделали это и мы тоже – не обучать же детей современным инновационным кинотехнологиям в обшарпанных помещениях, которые мы никак не могли отремонтировать. Думаю, родители поймут меня правильно: наша цель – сделать обучение детей комфортным, безопасным, соответствующим современным эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Наш центр является монополистом в сфере обучения детей кино и анимации. Аналогов ему в России (в Европе, вроде, тоже!) нет, и мы очень хотели бы соответствовать этому статусу не только по содержательной работе, которую успешно осуществляем, но и по другим статьям.
Мы не жалуемся, нам нравится работать, и огромное спасибо нашим учредителям и руководителям, что они пытаются в это трудное время поддерживать нас, ищут возможности для дополнительного финансирования. Но, увы, пока это похоже на потуги нищего поддержать своего младшего собрата. Однако идти вперёд надо.
Сегодня происходят большие перемены в разных направлениях жизни общества, в том числе – образовании. Вводятся принципиальные изменения по оплате труда работников образования, которые будут завязаны на конкретный результат.
Я рад этой перестройке в той части, что скоро будут введены чёткие критерии распределения зарплаты, любого вознаграждения именно по труду. Не будет общей уравниловки, когда всё всем распределяется в строгой очерёдности, а не по объёму, интенсивности и качеству работы – это будет касаться и рядового труженика, и руководителя, и непосредственно учреждения, во главу всей работы ставятся конечный результат, продукты педагогической деятельности, право выбора, которые имеют первостепенное значение как для детей, так и их родителей – наших заказчиков. Хотя недостатки есть и в этой системе – как мы подсчитали, без специальной финансовой поддержки администрации учреждения при новой системе оплаты труда могут незаслуженно пострадать педагоги с большим стажем работы и молодые специалисты, не имеющие высоких категорий.
Примеров ударной работы учреждений нашей системы предостаточно. Так, весьма эффективно работает центральное учреждение дополнительного образования области ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», оказывая большую практическую и методическую помощь всем без исключения учреждениям области. Городской центр внешкольной работы – бывший Дворец пионеров – успешно культивирует вокальное и танцевальное творчество, журналистику и работу со старшеклассниками. Знаем спортивные и художественные успехи центра «Россияне», берём пример с работы психологической службы и театрального коллектива центра «Лад». Дом творчества Фрунзенского района сверкает своими искромётными бальными танцами. А ещё есть уникальная станция юных натуралистов, школа юных моряков имени Ушакова и многое-многое другое.
Заслуживают уважение и достижения «Перспективы». Могу уверенно сказать, что ни одно учебно-образовательное учреждение страны не имеет такого большого количества лауреатов премии Президента России по поддержке талантливой молодёжи – их у нас 22. Кроме того, только во ВГИКе – главном киношном вузе страны – успешно учатся шесть выпускников центра. Дети создали при помощи педагогов более 400 документальных, игровых и анимационных фильмов, несколько телепрограмм, успешно участвуют в многочисленных конкурсах, выставках, фестивалях.
Теперь о реальных возможностях улучшить условия занятий детям в учреждениях внешкольного образования (сошлюсь опять на статью «Северного края» от 2.10.08 г., «Звучит «музыкальная пауза»). В ней говорилось о том, что к 1000-летию города будет построен «подарок Президента России» – культурно-развлекательный центр. Однако в настоящее время с его строительством пока имеются некоторые проблемы. В частности, «повисли» вопросы с выбором специфики деятельности нового центра, определением назначения его помещений.
Так, может быть, администрации города и области, если они ещё не определились в том, кто будет «жить» в этом центре и какая в нём будет «начинка», возьмут да и сделают царский подарок, например, городскому центру внешкольной работы, который находится без видимых перспектив на дальнейшие ремонтные работы большого актового зала. Или городскому центру технического творчества, здание которого также находится в бедственном положении. А может... найдётся там место и юным киношникам из «Перспективы», успешно развивающим жанр анимации в России и прославляющих нашу родную Ярославию за рубежом. Это было бы тоже справедливо, ведь в юбилейном году «Перспективе» исполнится десять лет, анимационный центр сегодня – второе по численности детей и педагогов образовательное учреждение в области (2500 детей, 80 педагогов и почти десятитысячный родительский контингент). Даже назвать его можно было бы красиво: Дворец детского и молодёжного кино или Дворец мультфильмов, наконец!
Нашлось бы применение и концертному залу (даже малому) – кинопоказы дет­ских фильмов, в том числе и юных авторов из «Перспективы», выставки дет­ских прикладных и изобразительных работ, выступления дет­ских коллективов и профессиональных исполнителей, и конференц-залу – организация и проведение симпозиумов, конференций и «круглых столов» по развитию детского творчества, и учебным помещениям – обучение детей киноискусству, и предоставили бы возможность желающим ознакомиться с экспозициями музея кино и анимации, уже практически начавшего свою работу в довольно стеснительных условиях в «Перспективе». И было бы куда приехать детям из области, других регионов страны на мастер-классы профессионалов от кино (например, доброго друга нашего центра – ярославского «оскароносца» Александра Петрова) или на ставшие популярными и любимыми детьми обучающие экспресс-экскурсии, а педагогам и специалистам центра была бы предоставлена возможность для методического обучения всех желающих инновационному киноремеслу. На этой базе найдётся место и для работы научного творческого коллектива экспериментальной площадки, недавно присуждённой «Перспективе» в Москве Федеральным институтом развития образования для исследования воздействия киноискусства на развитие детей и молодёжи, в том числе имеющих проблемы со здоровьем. Несомненно, изучение творческого потенциала подрастающего поколения средствами кино и анимации, оказание помощи детям с ограниченными возможностями, поиски этих путей и их реализация являются сегодня первостепенными по важности педагогическими задачами в обществе.
А подарок президента «Перспективе» или любому другому учреждению дополнительного образования детей города действительно будет важным знаковым событием в год тысячелетия города, ведь всё лучшее должно быть предоставлено детям.