Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 27 мая 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/16728/

Малой истории не бывает

рубрика: Образование
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Пока что именно так, малой историей, по крайней мере в среде учительской, называют у нас краеведение. Без задней мысли, просто по привычке. Там, в столицах, – сама история, большая, а в провинции она соответственно какая? Малая.


По муромской дорожке Большая история плюс малая – всему своё место. Но всё же... Что-то тут не так. Будто речь идёт не об одном и том же, не о судьбах Отечества, общих, что давно доказано, для дворцов и хижин, для столиц и для глубинки. Интригу заострила книжка, пополнившая недавно библиотеку редакции, «История Мурома и Муромского края». По-столичному броско изданный том на полтысячи страниц, на мелованной бумаге, подробно иллюстрированный, оказался вовсе не представительским суперизданием, а... школьным учебником, изданным управлением образования администрации города и местного историко-художественного музея. И со всем тем, что полагается по жанру: пояснительными рисунками и схемами, контрольными вопросами, домашними заданиями, словарём после каждого параграфа. Под одной обложкой старательно, «от» и «до», собрали всё, что отныне нашим соседям по древнему Волжскому пути «из варяг в арабы» знать надо, не по желанию и абы как, а в точности, если они хотят быть людьми образованными. Наш читательский вояж по муромской дорожке в глубь веков принёс, поверьте на слово, массу добрых впечатлений и открытий, в том числе и неожиданных. Попутно выяснилось, допустим, что родоначальником династии князей муромских был не кто иной, как внук Ярослава Мудрого – Ярослав Святославович, а жизнь и личность былинного богатыря Ильи вовсе не были плодом фантазии сказителя. Чего стоит одна только глава «Ремесло и торговля муром­ского посада» – о том, чем там жили люди в пору, когда такого понятия – «федеральная дотация» – и в помине не было. С белой завистью читали мы общедоступные со времён перестройки материалы земских статотчётов. В перечне сельских школ за 1898 год, например, в отдельном столбце описаны санитарное состояние и потребности (по одной из ремарок: «сыро, холодно, тесно») каждой из двадцати девяти школ уезда. Учебник не спущен сверху, родной, своими руками сделанный. Авторов, методистов, консультантов, дизайнеров, редакторов – человек сорок. Взыграла-таки у нас патриотическая струнка, когда среди рецензентов обнаружили мы ярославца – заведующего кафедрой музеологии и краеведения госуниверситета, покойного профессора Александра Михайловича Селиванова. А интересно, есть ли там, где краеведение изучают в университетах, то есть у нас-то самих, учебники истории одного района и чтобы называли его столь уважительно – краем, как земляки великих праведников Петра и Февроньи? Оборванные строки У наших педагогов под рукой литература об отчих краях на любой выбор, начиная с ярославских основателей науки «родиноведения» – от Иоанна Троицкого и Константина Голов­щикова до Ивана Барщевского, Петра Критского, Илариона Тихомирова, чьи труды под одной обложкой издал недавно Александр Рутман. Чуть ли не в каждой школе есть музеи, клубы и кружки юных историков. На уроках учителя Красноткацкой школы Анжелики Вевель ребята запросто, словно руль велосипеда, выкручивают штурвал управления «машины времени». Прямо со школьного двора, по маршруту из авторских разработок учителя отправляются они в путешествия по родным местам в роли наших дальних предков. Есть и учебники. Владимир Гречухин своего «Собеседника» – «Историю России и родного края» выпустил при поддержке отдела образования муниципального округа задолго до муромчан – ещё в середине 90-х годов. Неподражаемый рассказчик, автор не скупился на вдохновение, знал же – открывает мальчишкам и девчонкам страну, о какой они мало чего слышали. Чуть позже в должности психолога Семибратовского филиала Петровской открытой общеобразовательной школы тем же, с трудными подростками, занимался по собственной оригинальной методике «родиноведения» другой талантливый питомец Ярославского педвуза – Михаил Сударушкин. Ещё один герой нашей газеты – последователь и друг Гречухина Сергей Темняткин в авторской программе «Кацковедение» для 8 – 10-х классов соединил фольклор, изучение местного диалекта с географией, этнографией и собственно историей древнего Кацкого стана на стыке трёх районов – Мышкинского, Некоузского и Угличского. Географию, и не простую, а «пешую», там, в сельских школах, проходят по другому, тоже единственному в своём роде гречухинскому учебнику – «Тропиночка». Остаётся набрать нам в грудь побольше воздуха и выдохнуть в сторону муромчан – мол, вы молодцы, а мы и сами с усами. Давайте с этим погодим. Ведь Михаилу Сударушкину так и не удалось никому доказать, что его «родиноведение» должно быть не приложением к истории страны, а ключевым её разделом. Последний, 2008 года, посмертный сборник «Истории оборванные строки» с его «Рассказами о ростовской истории», написанными на основе школьного курса лекций, отцу Михаила – писателю Борису Сударушкину удалось выпустить малым тиражом только через родственников в совете Ассоциации тверских землячеств. В седьмых классах Мышкинской средней школы историю родного края по-прежнему ведёт Светлана Чистякова – та самая, что, по собственному признанию автора «Собеседника», первой высказала мысль, что такой учебник следовало бы написать. На краеведение там отводится час в неделю по основной программе. Выглядит это на общем фоне выдающимся педагогическим достижением. Школа библиографическую редкость бережёт как зеницу ока. Перед летними каникулами книжки собирают, чтобы передать семиклассникам следующего года. Спросили мы у Светланы Владимировны, не пора ли, как она считает, «Собеседника» переиздать. – Давно пора, – последовал быстрый ответ с многоточием в конце. – Да в твёрдых бы корочках... Хорошо там, где мы есть Наталья Николаевна Обнорская (на снимке) в ярославской школе № 59 свой авторский курс «История Яковлевской слободы» читала за счёт времени, предназначенного... для программы МХК – мировой художественной культуры. Уметь надо! Всё правильно, «родиноведение» держится на подвижниках, людях с горячим сердцем и природной смёткой. Как бы поточнее назвать этот дар – особого рода озарённостью, что ли. Когда человек не боится казаться белой вороной в своей упрямой убеждённости, сколько бы сама жизнь его в том ни разуверяла: хорошо как раз там, где мы есть. Так наверняка думает и Наталья Обнорская – автор появившегося в прошлом году справочника «Ярославль за Волгой». Библиографы говорят: аналогов в мире ему нет. Это путеводитель по одному, отдельно взятому району города – правда, жителей там примерно столько же, сколько во всём Муроме. Туристам книга Обнорской если и предназначена, то не в первую очередь, туда их просто не водят. Она – «для любознательных пассажиров общественного транспорта», стало быть, всех семи автобусных маршрутов из центра за Волгу. Богатством подробностей, их выверенностью справочник при том, что формат другой, муромскому изданию вряд ли уступает и, наверное, мог бы претендовать на учебное пособие к курсу истории России. Недаром же автора консультировал, помогал ей в сборе материалов один из учеников профессора Селиванова – доцент госуниверситета Андрей Данилов. Замысел книги – с прямым расчётом на тот издавна известный психологам зрительный эффект, когда на привычное и примелькавшееся начинаешь смотреть будто через хорошо протёртое увеличительное стекло. Недавно нам довелось пообщаться с Обнорской на одном из заволжских экскурсионных маршрутов. Пережили мгновения той благодати перед «Скорбящей» у памятника торфодобытчикам и энергетикам Ляпинки, погибшим на фронтах Великой Отечественной, на берегу «тёплого карьера», когда слушали проникновенное слово гида о торфе, как топливный ресурс известном со времён Петра I, о семи потах, пролитых несколькими поколениями заволжан на освоении вековых ляпинских болот. Получили мы от Натальи Николаевны и приглашение на открытие в первых числах июня обновлённой экспозиции музея «История Яковлевской слободы» в школе № 59. Специалист она востребованный, без дела не сидит, водит экскурсии по Ярославлю, городам Золотого кольца. А в пятьдесят девятой школе Наталья Николаевна по должности – педагог дополнительного образования. Краеведение на уроках не ведёт. Понять её можно. Кому же хочется чувствовать себя в любимой школе угловым жильцом?..