Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 17 марта 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/19379/

Странная близорукость родной школы

рубрика: Образование
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН
Фотографии: Фото из семейного альбома Чекалиных.

В одной из старейших школ области, Великосельской средней,
в самый разгар нынешнего учебного года питомцев стало на одного меньше. Слава Богу, ничего криминального не произошло. Сюжет
у нас, если вкратце, такой. Инвалид с детства по зрению восьми-
классник Сергей так много болел, что, как ни старались учителя,
по основным предметам оказался за полугодие неаттестованным.


Согласно уставу школы родителям были предложены на выбор три варианта самостоятельного обучения – заочное, семейное и экстернат. Те, элементарно щадя самолюбие сына, не захотели для него «особых условий», в том числе и школы для слабовидящих детей, что находится совсем рядом в Гаврилов-Яме. Предпочли, чтобы он учился пусть и далеко от дома, но в обычных условиях. Перевели его в другую общеобразовательную школу – в Вологодскую область, где он сейчас и учится.
Случай, может быть, не претендовал бы даже на ЧП районного масштаба, но семья Чекалиных не посчитала нормальным такое положение вещей, когда вместо помощи нуждающемуся в ней указывают на дверь, когда школа так легко расстаётся с теми, на чьё становление в жизни уже потрачено столько времени и сил, Чекалины высказали своё мнение письмом в редакцию «Северного края».

* * *

Школа, утро. Заместитель директора Маргарита Ершова говорит о Сергее:
– Способный парень, по всем предметам быстро усваивает материал.
А затем наша собеседница по пунктам подтверждает то, что редакции уже известно из письма Чекалиных. В младших классах Сергей учился без троек, седьмой в прошлом году окончил с похвальной грамотой. А вот в следующем классе болел больше обычного, за первые два семестра по основным предметам – да, аттестован не был.
По убеждению дирекции школы, он со своими проблемами... вполне мог справиться самостоятельно. Но послушаем главу семьи, отца троих детей, предпринимателя Алексея Глебовича Чекалина, к слову, вовсе не новичка в педагогике – в недалёком прошлом учителя высшей категории, завуча профессионального училища.
«Нам сообщили, что наш сын остаётся на второй год в связи с пропусками уроков и по уставу школы как ученик, не усвоивший 50 процентов материала. Кроме домашних форм обучения, включая платное семейное, других решений нам не предложили, – читаем в письме. – То «устав не позволяет», то у нашего сына «не тот» вид болезни. Сложилось впечатление, что он одним своим присутствием портит школе «показатели», а ведь его проблемы – это наши со школой общие проблемы».
С полемическим выпадом насчёт «порчи показателей» Маргарита Львовна категорически не согласилась. Сергей Чекалин, по её словам, ещё «не самый проблемный ребёнок, есть дети сложнее» – со справками о задержке психического развития. Всего таких учеников разного возраста в коррекционном и других классах Великосельской школы более тридцати. Все они занимаются по специальным планам, индивидуальным программам.
Заметим, всё происходит в стенах школы, в общении ребят с учителями, никому и в голову не придёт следовать правилу из анекдота: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Более того, два года назад эта школа была включена в программу национального проекта «Образование», получив миллионный грант под разработку инновационных новшеств – и прежде всего индивидуальных программ обучения, причём в школьном классе, а не дома.
Так что сама жизнь подсказывала, как поступить и в этом случае, тем более, если уж он такой «менее сложный». Странная близорукость уважаемых коллег настолько озадачила автора письма, что Алексей Глебович посчитал нужным позвонить в департамент образования. «Нас консультировала специалист по видам обучения Лилия Викторовна Жаворонкова. Посоветовала хорошенько подумать, прежде чем согласиться с предложением школы, недоумевала, почему она не пошла нам навстречу, не предложила дополнительные задания, чтобы попытаться аттестовать Сергея за вторую четверть – ведь пропуски уроков были по уважительным причинам», – пишет он.
Своё послание Чекалины заканчивают словами: «...Пишем не с целью, чтобы наказали кого-либо, а это просто наш родительский крик беспомощности в данной ситуации, и она тем огорчительней, что приходится говорить об этом в Год учителя».
Мы показали письмо первому заместителю директора департамента образования, доктору педагогических наук Михаилу Груздеву. Высказав недоумение по поводу того, что школа не нашла с родителями общего языка, Михаил Вадимович сразу отметил, что каждый такой случай, даже подпадающий под предписания устава школы, всё же, что называется, частный и требует особого подхода. Домашнее обучение – для тех, кто по состоянию здоровья не может учиться в школе, назвал он проблемой острозлободневной. Добавил при этом: «Все наши надежды – на компьютер».
Рассказал об одном из новых направлений национального проекта – дистанционном обучении детей-инвалидов. С апреля в Ярославле на базе школы № 20 открывается такой центр с классами на 80 учеников – за три ближайших года их число возрастёт до двухсот человек.
...А Чекалиным что остаётся? Взять судьбу сына в свои руки. Через родственников нашли такую школу, где Сергей может чувствовать себя на равных со сверстниками. Живёт в посёлке Слобода, в девяти километрах от районного центра Грязовец у любимой тётушки. Парень покладистый, дружелюбный, судя по всему, пришёлся он на новом месте ко двору. Родители постоянно дер-жат его на связи. Последние новости у Сергея такие: за третью четверть тройка будет, наверное, только по литературе. Занимается в кружках физики и химии. Защищает честь села Великого за доской в секции шахмат. На каникулы, конечно, домой собирается.
Дома в Великом в детской в его отсутствие ничего не меняют. На кровати любимая игрушка – весёлый пузатый Дракоша, на стене – гитара, на столе – собранная когда-то вместе с классным руководителем папка «портфолио» с текстами сообщений о любимом писателе Рее Брэдбери, сказки соб­ственного сочинения под ав­торским названием «Николай, Алёнушка и злодей Колдун».
К грамоте «Мистер Внимание» за успехи в школьной олимпиаде по математике, дипломам областных фестивалей «Талантливая фамилия» и декоративно-прикладного творчества «Я люблю этот мир» недавно прибавился и ещё один очень важный документ. Дирекция благотворительного фонда международной премии «Филантроп» шлёт поздравительное письмо номинанту из села Великого Сергею Чекалину. Сообщает, что уже отмеченный за победу в областном туре именным сертификатом его конкурсный «каминный набор» принят к рассмотрению в финале и в конце марта будет оценён жюри под председательством Иосифа Кобзона.
Комплект выкован Сергеем на соискание единственной в мире премии за достижения инвалидов в искусстве на радость семье – в отцовской кузнице.
Одна печаль: в его родной школе, скорее всего, об этом никто ничего не знает.