Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 21 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/19758/

Детей надо научить видеть

рубрика: Образование
Автор: Лариса ДРАЧ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Кошку можно нарисовать по-разному. Костя Виноградов, ученик 8-го класса ярославской школы № 33, нарисовал её... словами, используя в графическом изображении животного буквы разного размера: слово «кошка» дугой выгнулось на месте спины, «лапа» и «хвост» – там, где им и положено находиться.


С моей обывательской точки зрения – очень оригинальный рисунок, а с точки зрения учителя изобразительного искусства Альбины Витальевны Мастеровой – обычная шрифтовая композиция, эту тему проходят на уроках в 8-м классе. Наташа Белохвостова и Кристина Марченкова предложили свои шрифтовые композиции, создав «многобуквенных» верблюдов и вставших на дыбы лошадей.
Эти детские рисунки и многие другие поразившие меня работы я увидела на выставке в Ярославском художественном музее «Графические образы в формате 45’». Здесь представлено творчество учащихся общеобразовательной школы
№ 33 Ярославля. Все экспонаты родились на обычных школьных уроках рисования: чёрно-белая графика зимнего леса – так, как его увидели второклашки; фантастические образы деревьев (у Павла Неелова они летают, у Влады Солоненко – радуются и грустят); бумажные макеты готических замков с мельчайшими подробностями башенок и балкончиков... На создание всех этих произведений математически одарённым школярам (напомню, что 33-я – школа с математическим, а отнюдь не с художественным уклоном) в школьном расписании отпущен всего один урок в неделю, сорок пять минут (отсюда в названии выставки – формат 45’).
Когда я была школьницей, на уроках рисования у меня сводило зевотой скулы: из урока в урок мы срисовывали с натуры то гипсовую голову, то конусы и цилиндры. Помню отчаяние моего старшего сына из-за неадекватной требовательности учителя рисования: отличной оценки у неё удостаивался единственный в классе ученик – тот, кто с детства занимался в художественной школе. С отношением к рисованию как к предмету второстепенному и, по большому счёту, вообще в школьной программе необязательному я сталкивалась не раз. Однако работы школяров-математиков перевернули моё отношение к преподаванию изобразительного искусства в школе с ног на голову.
Сегодня изобразительным искусством занимаются все ученики – с первого по девятый класс, постигая секреты художественного творчества в соответствии с современной государственной образовательной программой. Она разработана для общеобразовательных школ под руководством народного художника России академика РАО Бориса Неменского, представляет собой целостный интегрированный курс, рассчитанный на девять лет обучения. Живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное и декоративно-прикладное, зрелищное и экранное искусства, включённые в программу, изучаются школьниками во взаимодействии друг с другом, в синтезе с другими искусствами, а также в контексте связей с жизнью общества и человека.
Альбина Витальевна Мастерова, преподаватель изобразительного искусства школы
№ 33, работает по этой программе. Никакой «Америки» для своих коллег Альбина Витальевна не открыла – многие ярославские школы работают по программе Неменского. Однако почему именно ученики Мастеровой добиваются столь поразительных результатов – вот в чём вопрос. Альбина Витальевна охотно делится профессиональными секретами, говорит, что она отказалась от практики рефератов (на это просто жалко тратить время, тем более что большинство работ сегодня скачивают из Интернета, а, значит, творчеством там и не пахнет); необходимо освоение различных компьютерных программ (спектр применения широчайший – от компьютерных фотопрезентаций учеников до мультипликации); обязательна работа с музейными экспозициями (это и «путешествия» с помощью компьютера по музеям мира, и занятия в музейных залах).
Альбина Мастерова и её ученики включили в учебный процесс выставочную деятельность. Это очень непросто: оформление работ, монтаж экспозиции потребовали немало времени. Но конечный результат – выставка в академических музейных залах – оправдала все организационные хлопоты, тем более что в самой школе № 33 условий для развески работ школьников нет.
– Я не могу сказать, что мне всё очень легко даётся. Но дети подталкивают меня в спину, они не позволяют мне остановиться. Во многом они меня опережают, тогда я им говорю: «научите, я способная ученица», и мы меняемся ролями. Мне не скучно с моими учениками. Я искренне считаю, что надо не тащить лямку обязательного преподавания предмета, а просто идти рядом с детьми. Когда дети становятся соавторами урока, получаются те результаты, которые вы можете видеть сегодня в этих залах, – откровенно признаётся Альбина Витальевна.
Но один педагог, будь он хоть семи пядей во лбу, не справится: необходимое условие – уважение к преподаванию искусства на уровне администрации школы. Светлана Ивановна Кузнецова, шестнадцать лет проработавшая в школе № 33 заместителем директора по эстетическому воспитанию, рассказала, чего им это стоило: ведь некоторое время назад, когда школа проходила аттестацию, она получила рекламацию... по изобразительному искусству, так как его в школе практически не было.
– Считалось, что преподавать рисование в первых классах может учитель и начальных классов, что тут сложного? Да у нас даже кабинета рисования в школе не было! – перечисляет проблемы, которые им пришлось решать, Светлана Кузнецова.
– Что говорить о кабинете, если пять лет назад во многих школах города рисование преподавали только до седьмого класса: считалось, что в старших классах ученик должен отдавать предпочтение более серьёзным предметам, – подтвердила методист института развития образования Елена Панова.
Николай Николаевич Тарасенков ведёт уроки рисования тридцать лет, работает в школе № 10. Многие его ученики поступили в художественное училище.
– Это всё новаторское, по большей части декоративное направление. Я же предпочитаю работать по старинке, как меня в своё время учили рисовать, пользуюсь методическими разработками Кузина. В их основе – классическая школа: рисование с натуры, рисование по темам, – делится впечатлениями Николай Николаевич.
На вопрос, нужен ли вообще урок рисования в школе, учитель отвечает дипломатично:
– Что вы хотите, черчение и то аннулировали, что уж говорить о рисовании? Я стараюсь дать на своих уроках некий «компот» из черчения и рисования, считаю, что в жизни пригодится.
Педагог из посёлка Красный Профинтерн Лариса Вячеславовна Бобровская от увиденного в восторге, с фотокамерой на выставке она не расстаётся:
– Мы тоже работаем по Неменскому, но таких материальных возможностей у нас в школе нет.
– Бумага, карандаши – вот и всё, что нужно для графики. Какие нужны ещё материальные вложения? – не отстаю я.
– А компьютерная графика? Фотопрезентации? Мультипликация? – парирует моя собеседница и тут же признаётся: – Школа у них малокомплектная, к рисованию относятся как к второстепенному предмету.
– Почему-то считается, что урок русского языка в двух классах совместить нельзя, а рисование – пожалуйста. А как совместить, если в пятом классе по программе идёт декоративное творчество, а в шестом в это же время – основы цветоведения?
Лариса Вячеславовна считает, что заслуга в том, что ребята демонстрируют такие результаты, кроется в профессиональном мастерстве их педагога.
– Детей надо научить видеть, а остальное они сделают сами, – уверена педагог из Красного Профинтерна.
Уроки рисования в школе необходимы. Они, как никакой другой предмет (пожалуй, за исключением литературы), способствуют раскрытию внутреннего мира ребёнка, учат его жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Проблема заключается в том, кто станет проводником ребёнка в мир изобразительного искусства.