Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 29 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/19849/

Нам не прервать связующую нить

рубрика: Образование
Автор: Лариса ДРАЧ
Фотографии: Фото Юрия БАРЫШЕВА из семейного архива Тамары Шульгиной

Ярославская область включилась во всероссийский интернет-проект «Учитель нашей новой школы». Базируется этот проект, поддер­жанный правительством области, на прочной основе учительских династий: их у нас – немало. Учительская династия семьи Корсаковых – Вавиловых – Шульгиных – Маслениковых насчитывает четыре поколения, а общий педагогический стаж перевалил за три столетия.
Об истории этой удивительной семьи, посвятившей себя просвещению в Ярославской области, мы беседуем с директором гимназии
№ 2 Тамарой Владимировной Шульгиной.


– Начало нашей династии положил мой дед, Александр Капитонович Корсаков, всю жизнь проработавший учителем и директором начальной школы в деревнях Чернышнино и Бечинино Ярославской области. Дед был удивительно любознательным человеком, всю жизнь учился (филологический факультет педагогического института окончил уже перед выходом на пенсию), писал стихи. Его называли «ходячей энциклопедией», – рассказывает о дорогом ей человеке Тамара Владимировна.
Моя собеседница помнит ту деревенскую школу с детства, ведь она буквально родилась в её стенах: мама Алевтина Александровна приехала в деревню навестить отца, роды начались раньше срока, и маленькая девочка ворвалась в жизнь под переливы школьного медного колокольчика, который на протяжении уже многих десятилетий является самой дорогой семейной реликвией.
Две из трёх дочерей Александра Капитоновича пошли по стопам отца – Антонина Шабанова и Алевтина Вавилова стали учителями начальных классов. Алевтина Александровна, мама моей собеседницы, всю жизнь проработала в ярославских школах № 44 и 12, а Антонина Александровна, её тётя, – в школе № 1 города Рыбинска.
– Мама закончила рыбин­ское педагогическое училище после войны, по распределению попала в ярославскую школу № 44, там встретила свою судьбу – моего отца, – мысленно перелистывает страницы семейной хроники Тамара Шульгина.
Владимир Константинович Вавилов начинал свою педагогическую карьеру учителем начальных классов, одно время был инспектором РОНО на селе, потом в разные годы возглавлял педагогические коллективы ярославских школ
№ 12 и 31. В 1974 году Владимира Вавилова назначили заведующим отделом народного образования Красноперекоп­ского райисполкома. Своим кредо он считал повышение профессионального мастер­ства педагогов, творческий поиск. Владимира Константиновича за ровный, доброжелательный нрав и последовательность в своих требованиях очень уважали, он удостоен почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», четырежды избирался депутатом Красноперекопского Совета депутатов трудящихся.
Большой труженицей была и Алевтина Александровна Вавилова. Она в каждом первоклашке видела личность, к каждому имела свой подход. Не зря именно ей Академией педагогических наук было доверено обучение трёх поколений первоклассников по экспериментальному букварю.
– У мамы никогда не было отстающих, никто не оставался на второй год, хотя она, будучи человеком принципиальным, никогда не завышала оценок. Три пишем, два в уме – это не про мою маму. Я помню, насколько тщательно готовились мои родители к урокам, сколько усилий и творчества прилагали, чтобы каждый урок был интересным, запоминающимся, адресным, – вспоминает Тамара Владимировна.
Понятно, что, появившись на свет в такой семье, Тамара с детства грезила только о школе, и, играя с подружками, она всегда оговаривала: чур, учителем буду я. Так и случилось: Тамара Владимировна окончила Ярославский педагогический университет (в то время он был ещё в институтском статусе), выбрав непростую специальность «химия и английский язык». Трудовые будни в должности учителя химии начались для Тамары Владимировны в ярославской восьмилетней школе № 29. Она вспоминает, как ей непросто приходилось: некоторых учеников буквально за руку приводила на занятия, а столь любимая ею химия, похоже, вообще никого из школяров не интересовала.
– Я искала причину своих неудач и вскоре поняла, что каждый урок должен быть предназначен конкретным ученикам. Каждый из них должен чувствовать себя успешным. Кабинет химии просто обязан быть творческой лабораторией, – делится тайнами профессии моя собеседница.
Тут я себе позволю небольшое отступление: когда в 1971 году Тамара Владимировна окончила институт, в Дзержинском районе города Ярославля открыли новую школу – большую, светлую, с огромными окнами. Репортаж о ней был показан по телевизору. И тогда вчерашняя студентка загадала желание: когда-нибудь поработать именно в этой школе. В 1975 году её мечта сбылась: она пришла сюда, в школу № 24, учителем химии и работает здесь до сих пор, совмещая преподавание любимого предмета с должностью директора. При её руководстве школа поменяла статус – стала гимназией № 2. Предпосылок для этого было немало: сильный педагогический коллектив, творческий подход к образовательному процессу, готовность экспериментировать.
– Целью гимназического образования считаю воспитание интересной, мыслящей личности, верящей в высоту мечты и величие науки, – говорит директор гимназии.
Как и её родители, Тамара Владимировна Шульгина носит почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», награждена грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «Ветеран труда».
Педагогами стали и её дети. Сын Александр пока учится на четвёртом курсе педагогического университета имени К. Д. Ушинского, дочь Анна Евгеньевна Масленикова преподаёт математику в уже знакомой нам гимназии. И муж Анны, Николай Васильевич,  тоже учитель. Он – учитель информатики и заместитель директора по информационно-аналитической работе. По словам директора Тамары Шульгиной, есть педагоги, без которых трудно представить школу. Николай Васильевич Маслеников, автор учебного пособия по информатике «Язык программирования Паскаль для школьников», получившего высокую оценку экспертов ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей в рамках реализации приоритетного нацио­нального проекта «Образование», один из таких незаменимых.
Члены педагогической династии Корсаковых – Вавиловых – Шульгиных не раз отмечались лауреатскими званиями на самых разных уровнях. В 2007 году они были удостоены национальной премии общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» за сохранение педагогических традиций. Думаю, славные учительские традиции не прервутся в этой семье: подрастают внуки Игорь и Иван. Как знать, может, и они всем прочим занятиям на земле предпочтут самое главное – сеять разумное, доброе, вечное.