Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 28 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/20111/

ЕГЭ волнует по-прежнему

рубрика: Образование
Автор: Александр ТИХОНОВ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Вчера в российских школах был дан старт единому госэкзамену. Выпускники одиннадцатых классов сдавали на выбор информатику, литературу и биологию. В нашей области ЕГЭ будут сдавать 7214 человек. Это не только школьники, но и выпускники учреждений начального и среднего профобразования, выпускники прошлых лет.


Как и в прошлые годы, редко кто сдаёт экзамены в родных стенах. Департамент образования выбирает несколько школ в районах Ярославля, которые будут принимать у себя экзаменующихся. Так, например, школа № 1 принимала вчера выпускников 25 (!) школ города.
Ребята из Кировского, Ленинского и Красноперекопского районов подтягивались вчера ранним дождливым утром к главному входу школы, чтобы сдать экзамен по биологии.
– Наша школа начала принимать ЕГЭ ещё с того времени, когда он был экспериментом. Опыт проведения экзамена у педагогов есть. Уверена, сегодня всё пройдёт как обычно – без нареканий, – рассказывает педагог Елена Борисовна Белинова.
Многие выпускники пришли аж за час до начала экзамена. В фойе учебного заведения взволнованные юноши и девушки. Те, кому не хватало свежего воздуха, выходили на улицу, под проливной дождь. Хорошо, что над входом установлен козырёк и почти никто не промок.
Все страшно волновались. И при этом многие умудрялись что-то повторять, листая тетради и справочники.
– Ну зачем ты сейчас это делаешь, будешь помнить только то, что повторила, а остальное выветрится из головы, – вразумлял юноша подругу, видимо, одноклассницу, которая забилась в угол и судорожно изучала какую-то таблицу.
– Да мне лишь бы чем-нибудь сейчас себя занять, не могу больше! Поскорей бы уж начало! – отвечала девушка.
Другие выпускники шуршали фольгой – распечатывали шоколадки. Видимо, что-нибудь недоучили и наивно надеялись, что шоколад сможет восполнить пробелы в знаниях.
Глядя на эту суету и неразбериху, даже боязно подходить к ребятам и задавать вопросы вроде «сильно волнуешься?» (вариант ответа: а что, по мне незаметно?) или «куда хочешь поступать?» (возможный ответ: если меня сейчас отвлекать, вообще никуда не по­ступлю).
За полчаса до экзамена ребята начинают заходить в аудитории. Там уже всё готово к тому, чтобы начались испытания: расставлены парты и стулья, распределены места. Пакет с заданиями вскрывают при учениках – и начинается экзамен. Всё то, к чему ребята готовились в течение года, они должны будут изложить в бланках ответов за три часа.
Все эти волнения и вздохи, заикания и дрожь в коленках – только начало. Вчера был первый день выпускных экзаменов. Уже 31 мая ребятам предстоит новое испытание – ЕГЭ по русскому языку, и его будут сдавать уже все. Пожелаем ребятам удачи. А теперь поразмышляем над самой сутью экзамена.
Ажиотаж вокруг единого госэкзамена не утихал с момента его появления. Когда ЕГЭ сдавали в качестве эксперимента – а это было ни много ни мало девять лет назад, – мало кто предполагал, что он из себя будет представлять. Ну да, ЕГЭ, новая форма сдачи, вводят её для того, чтобы уравнять шансы всех поступающих и сделать схему поступления в вуз максимально прозрачной. Это знали в то время о ЕГЭ самые «продвинутые». Сейчас об этом знают все, но далеко не все уверены, удалось ли этого достичь.
За неполные десять лет своего существования аббревиатура ЕГЭ перестала быть непонятной. Постоянное муссирование этих трёх букв в СМИ привело к тому, что о едином государственном экзамене знает любая старушка. Страха и волнений у выпускников меньше не стало – вчера перед экзаменом у ребят буквально всё валилось из рук.
Ежегодно все книжные магазины обновляют ассортимент литературы для подготовки к ЕГЭ. Постоянно приходит что-то новое и, по заверениям продавцов, «гораздо лучше предыдущего». Одиннадцатиклассникам предлагается изучить весь курс того или иного предмета с помощью одной-един­ственной книги. Возникает резонный вопрос: для чего тогда нужны школьные учебники и вообще учителя? Ведь можно запросто купить такую книжицу и самостоятельно всё выучить. Учебные пособия и возможные варианты ответов пользуются огромным спросом и приносят колоссальные доходы авторам и издателям. С прилавков сметают всё.
Уже много лет специалисты в области образования внушают сторонникам ЕГЭ: учебный процесс превращается в тренировку по вопросам к гос­экзамену. Получается учёба для ЕГЭ, а не ЕГЭ для учёбы. Дети должны мыслить творчески и уметь нестандартно подходить к проблеме.
– Ребёнок должен уметь грамотно выстраивать свою речь, ему нужно излагать соб­ственные мысли, пусть иногда наивные, свойственные юношескому максимализму. Только тогда мы будем уверены в том, что 11 лет, проведённые им в школе, прошли не зря. А пока экзамены сдают в нынешнем формате, это невозможно, – считает Наталья Александровна Ненастьева, учитель истории и обществознания. 
Несколько лет назад мне выпало сдавать ЕГЭ. Тогда обязательным был только один экзамен в такой форме – по математике. Русский язык в виде ЕГЭ можно было сдавать по желанию. Я пожелал его сдавать, но потом чуть не пожалел. В школе нам говорили, что самая важная часть (ЕГЭ состоит из трёх частей – по уровню сложности) – это «С», за неё дают больше всего баллов, и на её выполнение нужно оставить как можно больше времени. В итоге за неё я получил 18 баллов из 20 (это дей­ствительно много), во второй части наделал ошибок. Итоговый результат – что-то порядка 60 баллов из 100. Самую сложную часть я написал лучше всех в классе, но итоговых баллов набрал едва ли не меньше всех. И где здесь объективность?
ЕГЭ – это настоящий рай для репетиторства. Практически все одиннадцатиклассники после уроков в школе занимаются дополнительно. Репетиторы – те же учителя, реже – студенты и преподаватели вузов. Расценки – от 200 рублей за час до, что называется, плюс бесконечности. Самыми престижными репетиторами считаются те, кто будет проверять часть «C» ЕГЭ. Их услуги обходятся дороже всех, и найти таких репетиторов удаётся не каждому.
– Если мои репетиторские услуги будут пользоваться спросом и дальше, то я – за ЕГЭ, – не без доли цинизма говорит мне Евгения, студентка ЯГПУ имени Ушинского.
Что ж, получается, ЕГЭ позволяет на себе заработать. Нет, я не говорю о взятках – таких случаев замечено не было, и инициаторы ЕГЭ уверяют, что это невозможно. Я имею в виду то, что было перечислено выше: репетиторство, выпуск учебных пособий.
Определённые недостатки в механизме ЕГЭ отмечает и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, но вместе с тем признаёт, что ЕГЭ всё-таки объективный и справедливый.
– Будут другие сценарии – мы готовы их рассмотреть, – отметил однажды Андрей Александрович.
Что ж, будем надеяться, что альтернативные варианты рано или поздно найдутся.