Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 10 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/20224/

Школа требует перемен

рубрика: Образование
Автор: Виктория СКОВПЕНЬ, Ярославль

Я ознакомилась со статьёй Натальи Гамаюновой, опубликованной в номере 51 от 26 марта 2010 года «Кого мы растим?». Я, как человек, окончивший школу совсем недавно (выпуск 2009 года) и успевший за прошедшие семь месяцев посмотреть на всё это со стороны, хотела бы высказать несколько дополнений к написанному Натальей.



Во-первых, не стоит думать, что напряжённый график учёбы – это такой явный минус. Не нужно забывать, что школьный возраст – это то время, когда человек получает от 80 до 90 процентов всех знаний, которые останутся с ним на всю жизнь. Такова уж особенность человека – в школьном возрасте информация усваивается намного лучше, чем через какие-нибудь пару-тройку лет. Хочу отметить, что если школьник не получит все эти знания в школе, поверьте, он не получит их никогда.

От себя хотелось бы добавить, что самими школьниками, как правило, такой образ жизни не воспринимается как что-то чрезмерное. И в молодости это так и должно быть. К тому же среднестатистический школьник давно уже продумал систему подготовки домашних работ. В современной российской школе давно работает система распределения. Ученики сразу после того, как им дано задание (если это устные ответы), распределяют его между собой, а те, кто не взял на себя ответ, максимум пролистают учебник перед уроком.

Отвечу также на закономерный вопрос, куда в этом случае глядят учителя, ведь не могли же они не заметить, что на каждый вопрос находится только один желающий ответить. Конечно же, они это замечают, но все они уже давно понимают, что бороться с этим бессмысленно. Необходимые знания они и так рассказывают на уроке, а если человек действительно интересуется темой, то он и так прочитает всё, что ему нужно.

Таким образом, я бы не стала утверждать, что детям не остаётся времени на то, чтобы погулять, – на это современный школьник всегда найдёт время. Здесь главное, чтобы и родители, и учителя понимали, что не нужно требовать от ребёнка абсолютного выполнения всего. В конце концов он сам в состоянии понять, что для него важно, а что необходимо для ознакомления.

Не хотелось бы, чтобы вы думали, что меня всё устраивает в современной системе образования России. Расписание занятий планируется так, что становится страшно. Приведу простой пример. Спросите у вашего ребёнка, когда у него проходят занятия по физкультуре? Это либо первый-второй урок, либо седьмой-восьмой. Конечно, занятия физкультурой с утра – это огромный плюс (вам это любой врач скажет), однако кто-нибудь видел, что происходит с детьми после урока? Стандартная перемена – пятнадцать минут. За это время школьник должен переодеться, добежать до столовой и купить что-нибудь попить (это как правило), дойти до класса (что само по себе занимает минут пять), приготовиться к следующему уроку, и ещё, если получится (что под большим вопросом), отдохнуть и переключиться на умственную работу. Задумайтесь – это нереально.

Другой вариант – это последние уроки. Тут уже врачи бьют тревогу. Дело в том, что занятия физкультурой приводят к улучшению здоровья утром, но после шести-семи часов сидячей работы такого результата ждать не приходится. Для неперестроившегося организма, опять же за пятнадцать минут перестроиться не получится, такие занятия оборачиваются, как правило, далеко не пользой, а потом ещё спрашивается, откуда у школьников плохое здоровье? Вот добавили сейчас один урок физкультуры – и что? От этого кому-то стало легче? Нет.

Таким образом, я хочу сказать о том, что школа – это не орудие для пыток, какой она показана в статье Гамаюновой, но она, несомненно, требует перемен, но перемен обдуманных, взвешенных, а не с потолка и лишь бы как, как это зачастую делается. Школа – не площадка для экспериментов правительства, слишком дорого встают провалы этих экспериментов.