Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 06 октября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/21290/

«Паспорт здоровья» или досье на школьника?

рубрика: Образование
Автор: Елена КУЛЬКОВА
Фотографии: Анна ЛУКИНА

Три месяца осталось до значимого в жизни каждого учащегося события – с 2011 года Министерство образования и науки России планирует ввести в образовательных учреждениях страны «Паспорт здоровья школьника». Не обойдёт это нововведение и Ярославскую область.


ДОКУМЕНТ СРОДНИ ТРИЛЛЕРУ

Напомним, что основной целью введения «паспорта» является постоянный контроль над состоянием здоровья ученика и корректировка образовательного процесса исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. На каждого школьника будет заведено своеобразное «электронное досье», куда будут заноситься данные об уровне физического развития, функциональном и психическом состоянии, а также оценки, характеризующие развитие памяти и мышления. По замыслу создателей документа, вся информация будет оцениваться в балльной системе несколько раз в год, что позволит проследить динамику изменения здоровья подопечного в течение всего учебного процесса.

«Северный край» в номере за 22 января 2010 года в статье «Паспорт здоровья»: за и против» вместе с ярославской общественностью обсудил вопрос о том, что даст новый документ сегодняшним школьникам. Дискуссия состоялась бурная, к единому знаменателю так и не пришли. Но до часа «икс» времени всё меньше. Готовы ли школы региона к нововведению? Что думают о нём родители школьников? Продуман ли сам механизм работы с новым учебным документом? С этими вопросами мы обратились к тем, кто курирует введение новшества в учебных заведениях региона: в департамент образования Ярославской области.

Свой «паспорт здоровья» ученики должны будут заполнять в течение всей учёбы в школе. В документе они должны будут указать сведения о себе, а также вклеить свои фотографии в возрасте 7, 11 и 15 лет, сообщить о родителях и других близких родственниках, оценить обстановку в своей семье (варианты ответа односложные – благополучная, конф­ликтная, есть ли член семьи с ограниченными двигательными способностями или тяжелобольной в семье). Затем следуют данные о перенесённых и хронических заболеваниях, пропусках занятий по болезни и госпитализациях, вылеченных зубах, а также о наличии аллергии. Ученик должен будет расписать по часам свой распорядок дня и перечислить «все основные действия, совершаемые в течение стандарт­ного учебного и выходного дня». Не забыт разработчиками «паспорта» и рацион питания, вредные привычки, в частности, кто курит в семье, хобби, круг личных интересов. Также учащемуся нужно нарисовать с фотографической чёткостью схему своей комнаты. И в завершение следуют сведения о психологическом развитии ребёнка и его успеваемости.

Однако большинству родителей, как и большинству школьных педагогов, всё же не совсем ясно, как эта небольшая брошюра с исчерпывающей личной информацией о самом ребёнке и его семье сделает школьника здоровым и счастливым?

– Ради интереса сама изучила новый документ. Брошюра состоит из 43 страниц, – рассказывает мама пятиклассника заволжской школы города Ярославля Марина Шульгина. – Удивляет тот факт, что «паспорт» содержит очень много персональной, я бы сказала, личной информации о ребёнке, его родителях, бабушках и дедушках, братьях и сёстрах. Так, например, совершенно непонятно, зачем ребёнку нужно нарисовать схему своей комнаты и рассказать на страницах «паспорта» о своём... половом развитии. А ещё там есть такая графа, как шкала самочув­ствия. Получается, что ребёнок вместо того, чтобы стремиться хорошо учиться, будет, встав с кровати, размышлять, а не болит ли у него чего, здоров ли он сегодня... Зачем и кому это надо?

Бесспорно, сам по себе документ очень важный – оценка состояния здоровья детей в каждом классе каждой школы позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения в городе, регионе, стране. Вносить необходимые изменения в условия обучения, организацию оздоровления и отдыха. Возможно, «паспорт», как планируют разработчики, в конце концов и станет «основным стимулом для организации правильного режима дня, контролем за нагрузками на уроках физкультуры, за рационом питания ребёнка, обеспечением его двигательной активности».

Но, как это было справедливо замечено начальником отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области Алевтиной Репиной, механизм заполнения этого документа не проработан. Ребёнок самостоятельно не может оценить состояние своего здоровья. Для этого существует осмотр врача, анализы и прочее, что входит в обычный круг задач, решаемый в поликлинике по месту прописки. Да, есть существенный плюс в этом документе – школьник становится не объектом, которого лечат, а субъектом, который понимает, что такое здоровье и организм в целом. Однако спорных моментов очень и очень много...

По мнению Светланы Крашенинниковой, мамы дочки-шестиклассницы ярославской гимназии № 2, правильнее было бы вложить потраченные на этот проект средства в обычную профилактическую диспансеризацию школьников или в летний отдых. Ведь большинство детей сидит всё лето в душных дворах или за компь­ютером. Но самое неприятное в этом документе, на взгляд многих родителей, то, что ребёнок должен давать оценку семье, в которой он воспитывается. А при нынешнем расслоении общества, когда один ест зимой арбузы, а другой не знает, как выглядят киви, подобное «анкетирование» может пойти во вред самим детям. Ведь если подобная информация вдруг станет доступна, то она может вызвать травлю малообеспеченных детей. А ещё дети умеют так фантазировать, что этот «паспорт» может стать поинтереснее всякого американского триллера.

А О ЗДОРОВЬЕ – ЗАБЫЛИ...

По мнению Алевтины Валентиновны Репиной, в нынешнем виде «паспорт школьника» вводить в учебных учреждениях просто противопоказано. Требуется серьёзная переработка документа и обязательная разработка методических рекомендаций.

– Во-первых, информация о болезнях детей должна быть засекречена. Сейчас даже в медицинских картах ребят врачи не указывают название болезни, а пишут код заболевания, чтобы информация не была доступна посторонним. Во-вторых, из документа нужно убрать все вопросы, касающиеся личной жизни ребёнка и жизни его семьи, родителей. К этому обязывает 152-й ФЗ о персонифицированных данных. Документ в том виде, в котором существует сейчас, мало у кого вызовет доверие, несмотря на положительные моменты, которые там тоже присутствуют. Недавно с коллегами были в Тамбове, обменивались опытом. Зашёл разговор и о «паспорте здоровья». У них подобный проект уже работает, но называется несколько иначе – «дневник здоровья». Для его реализации в каждой школе запущена специальная компьютерная программа, отслеживающая здоровье учащихся по самым разным параметрам. С помощью новейших технологий обрабатывается, скажем, рост, вес, сердцебиение каждого ученика и т. д. Все сведения заносятся в электронную карту ребёнка, которая хранится в школьном медицинском кабинете. Стоимость программы – всего 60 тысяч рублей на школу. С «дневником здоровья» не первый год работают и в Белоруссии. В этом случае получается, что в основе своей учителя и школьные психологи работают по рекомендациям различных медицинских специалистов, которые адресованы конкретному ребёнку. А у нас что? В школах врачей нет. На детский коллектив в количестве от 700 человек положена одна медицинская сест­ра. Как ей справиться с заполнением всех «паспортов»? Сможет ли она отследить здоровье и самочувствие каждого ребёнка? А когда учителю этим заниматься? Я уже не говорю о районных образовательных учреждениях. Там о медиках и слыхом не слыхивали. Когда педагогам думать ещё и об этих «паспортах»? В общем, нужны существенные, а главное, серьёзные корректировки предлагаемого документа. Только в этом случае последует и реальная забота о здоровье ребёнка.

В сельских школах Ярославской области о новшестве, конечно, слышали, но вот что с ним делать, тоже не знают. Так, в Колодинской средней общеобразовательной школе Пошехонского муниципального района поделились опасениями, как с этим «паспортом» работать и кому его заполнять, если на учебное заведение, в котором 124 ученика, приходится 17 учителей, нет школьного медика, а родители, скорее всего, не проявят никакого энтузиазма. При условии, что подобные «технические» моменты будут решены, педагоги уверены, что подобный документ, скорее, полезен, если всё будет сделано по уму и без фанатизма, а сами учителя действительно будут принимать во внимание всё, что там написано.

Единодушны с коллегами Ильинская общеобразовательная школа Гаврилов-Ямского муниципального района, а также Борковская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранных языков Некоузского района.

В Кубринской средней общеобразовательной школе Переславского муниципального района на вопрос о «паспорте здоровья» ответили так:

– А школьная медкарта – это разве не «паспорт здоровья»? Вот увидите, «паспорта» передадут на руки родителям с просьбой заносить туда информацию с диспансеризаций, которую им, родителям,.. никто не предоставит. Вот и делай, что хочешь. Думается, что «паспорт» будет документом сугубо добровольным, то есть отказ заполнять его не должен вызывать за собой всевозможные карательные санкции и давление со стороны учителей на родителей и ребёнка.

Как это ни печально, но на сегодняшний день в регионе в большинстве школ отношение к «паспорту здоровья школьника» такое: скажут ввести – введём, а с последствиями, а также с родителями и детьми будем разбираться потом. При этом в глубине души педагоги надеются, что подумают наверху как следует и «паспорт здоровья» в следующем году всё-таки в школах не появится...