Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 февраля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/22572/

Законопроект требует серьёзных доработок

рубрика: Образование
Автор: Лариса САХАРОВА

Проект нового закона «Об образовании» всколыхнул всю страну. За два месяца, что текст закона был вывешен в Интернете, пришло более 10 тысяч поправок. В этом законе, по словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «будут чётко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом».

Поскольку полностью переварить текст документа (а это несколько сот страниц юридической казуистики), проанализировать и вникнуть во все его нюансы способен лишь специалист, возделывающий ниву просвещения всю жизнь, мы постарались вычленить основные, прин-ципиальные моменты проекта.


Новый документ – это «два в одном»: два ныне существующих закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профобразовании» объединены в один, согласованы со всеми нововведениями Бюджетного, Налогового, Трудового кодексов, а также с законом о правовом положении бюджетных, автономных и казённых учреждений. Можно сказать, что новый закон интегрирует всё современное образовательное законодательство, которое много лет реформировалось в разных направлениях.

• В новом законе существенно расширяется представление об экономической деятельности в сфере образования. Это – инвестиции в сфере образования: поддерж­ка образовательного кредитования, коммерческая концессия, права и обязанности общеобразовательного учреждения по оказанию платных образовательных услуг.

• Серьёзно упорядочена типология образовательных учреждений. Это может показаться не самым главным для учителей или родителей учеников. Однако вывеска – не последнее дело, более того – это важная составляющая в финансировании образовательного учреждения. Нередко претензии ряда заведений на дополнительное финансирование были связаны только с названием, и ни с чем другим. Впрочем, общеизвестно, насколько «зависим» русский человек от лейбла: социологические опросы свидетельствуют, что многие родители скорее отдадут своё чадо в лицей или гимназию, нежели в простую школу.

• Новый закон возвращает нас к тем временам, когда негосударственные общеобразовательные учреждения могли получать государ­ственную дотацию. Это – по­следовательное соблюдение идеологии «деньги следуют за учеником». Именно поэтому в законе предпринята попытка открыть доступ к бюджетным ресурсам всем образовательным учреждениям и организациям независимо от их соб­ственности. Частная школа, частный детский сад, согласно новому закону, смогут претендовать на государственное финансирование, на получение задания учредителя, если оказывают конкурентоспособные образовательные услуги, входящие в обязательный или гарантированный на общедоступной бесплатной основе перечень. Верно и обратное: муниципальное учреждение, оказывающее услуги ниже определённого уровня, может лишиться задания учредителя, а вместе с ним – и финансирования.

• Большие перемены ждут дошкольное образование. Мест в детских садах, как известно, остро не хватает. В масштабах России в очереди в детский сад сейчас стоят 417 тысяч детей. Статистика по Ярославской области не менее внушительна – не хватает 25 тысяч мест в детских дошкольных учреждениях. Для обсуждения предложена идея открытия мини­детских садов на 20 – 40 мест, которые можно разместить на первых этажах жилых домов. Другая идея – ввести формы дошкольной подготовки смешанного типа, когда в воспитании ребёнка тесно сотрудничают профессиональные педагоги и родители.

• С 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут учиться по новым стандартам для начальной школы. (Подробно об этом – в материале «Школа и семья – в одной упряжке воспитания».) Продолжается разработка стандарта для основной и старшей школы, проект которого, как известно, министр образования Фурсенко отказался утвердить. Однако пока иного варианта не предложено, проясним некоторые основные позиции уже отвергнутого. Предполагалось, что ученики 10­х и 11­х классов получат право самостоятельно выбирать предметы для изучения и объём получаемых знаний. Обязательными станут лишь четыре дисциплины: курс «Россия в мире», который, по мнению экспертов, даст школьникам представление о том, какое место занимала и занимает Россия в мире на протяжении своей истории, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка индивидуального проекта. Все остальные предметы, согласно проекту, будут объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну­две дисциплины. Есть вероятность, что некоторые профильные предметы, такие как русский язык и литература, потеряют в своём прежнем объёме, так как, по мнению некоторых экспертов, в настоящее время их стандарт явно завышен и дотягивает до университетского уровня. Помимо развития творческих навыков школа должна готовить ребят к жизни в современном обществе, уверены авторы проекта, отсюда, вероятно, и ОБЖ – как альфа и омега школьного образования.

• Начальное профессиональное образование, согласно проекту закона, исчезает. Среднее же делится на два вида: программа подготовки высококвалифицированного рабочего (это – правопреемник нынешних ПТУ) и программа подготовки специалистов среднего звена. Квалифицированных рабочих будут готовить профессиональные лицеи, специалиста среднего звена – техникумы.

Высшее образование тоже претерпит коренные изменения. Теперь у нас не будет академий, зато появятся колледжи, где будут получать степень бакалавра; институты (там будут готовить бакалавров и специалистов) и университеты (бакалавры, специалисты и магистры). Самыми привилегированными среди университетов станут федеральные и национальные исследовательские. Привилегия выразится в кардинально ином финансировании таких элитных вузов.

Каждая из вышеназванных позиций вызвала шквал обсуждений. По мнению одной из участниц общественного обсуждения, замминистра образования Хабаровского края Ирины Иванцевой, закон «Об образовании» «стал не только трудночитаемым, но и трудноисполнимым». Другие участники обсуждения считают, что новый законопроект «Об образовании» может ухудшить социальную обстановку в стране и превратить институты в ПТУ.

 

Комментарии