Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 18 октября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/252/

Валерий ПОЛЕТАЕВ: «В Рыбинске будет авиационный университет»

рубрика: Образование
Автор: Марина МОРОЗОВА

В Рыбинске много перемен. Одна из самых заметных – преображение главного вуза города, Рыбинской авиационной технологической академии. А началось оно с приходом нового ректора – им в мае этого года стал Валерий Полетаев.


– Валерий Алексеевич, говорят, что вас однажды отчислили за прогулы из Рыбинского авиационного технологического института...

– Да, было дело. На втором курсе. И это мне здорово помогло... Незрелый я был человек! Думал: правильно ли я делаю, что здесь учусь? Никто ведь не мечтает стать инженером-технологом в семнадцать лет. Я все искал место поинтереснее, чтобы героическая была профессия. А после армии вернулся в РАТИ и в 1980 году окончил институт с красным дипломом. Я просто понял – глупостью занимался. Неважно, кто ты есть, важно знать свою профессию глубоко, тогда она начинает приносить удовлетворение.

С 1987 года, защитив кандидатскую диссертацию в Московском станкоинструментальном институте, работаю в академии. Являлся членом государственной аттестационной комиссии, по­следние годы – председатель этой комиссии, исполнял обязанности доцента кафедры «Станки и инструменты», преподавал ряд дисциплин, вел дипломные проекты. В 2002-м защитил здесь докторскую диссертацию по технологии изготовления двигателей внутреннего сгорания. Вячеслав Феоктистович Безъязычный предложил мне занять место ректора, он видел во мне своего преемника и длительное время к этой работе го­товил.

– С вашим приходом территория вокруг академии ожила и все больше напоминает стройплощадку. В городе всерьез заговорили о Рыбинском авиационном технологическом университете...

– У нас есть разные варианты, разные архитектурные решения, которые будут выноситься на суд городской градостроительной комиссии. Надеемся, что в этом году университетская программа стартует. Будем строить новые лаборатории, новый учебный корпус. Здесь мы должны создать и условия для проживания, построим еще одно общежитие, спортзал. И все это разместится в замкнутом пространстве, где люди являются членами одной корпорации, которая и называется – университет. Важен ведь не столько титул. Важно, чтобы это стало университетом по духу, было наполнено жизнью. Именно это и привело меня в академию. Мы ставим задачу создать студенческий городок, как некую общность людей, объединенных общей территорией, общими устремлениями, общими задачами по получению высшего образования. Плюс научные исследования. Все направлено на повышение качества образования, а это сегодня дорогого стоит.

– Я уже слышу, как под сводами Рыбинского костела звучит «Гаудеамус»...

– Не так давно я был на концерте в Ярославском ТЮЗе, там исполнялся «Военный реквием» выдающегося английского композитора ХХ века Бенджамина Бриттена. И я очень горд, что академический студенческий хор РГАТА, принимавший участие в концерте, был назван в числе исполнителей высочайшего уровня!

– Вы работаете в новом качестве уже пятый месяц. Срок небольшой, но город заметил перемены. С чего вы начали?

– С самого простого – с порядка. А порядок начинается с того, что огораживается территория. Когда на территории живут бомжи, это не способствует необходимой атмосфере. Мы введем пропускной режим в главный и первый корпуса с использованием магнитных карт. Будем убирать с нашей территории арендаторов, которые мешают развиваться. До настоящего благоустройства еще далеко – нужны солидные финансовые вложения. Пока сносим ветхие постройки, вывозим мусор, убираем старые деревья. Всем студентам предстоит поработать на субботниках, и это будет не какая-то разовая кампания, а ежедневный труд по содержанию в порядке прилегающей к академии территории, общий размер которой более четырех гектаров. Быть грязным и неухоженным нельзя! Это моя принципиальная позиция. Это культура. Грязь и высшее образование несовместимы, тем более в инженерном вузе. Инженер – человек аккуратный, чистый, добросовестный, пунктуальный, и это должно быть просто в крови. Чистый туалет, чистое окно, неизрисованный стол, информационный материал висит на красивом стенде, цветы в вазах не завяли, доска не лысая. Все складывается из этих мелочей.

– Чувствуется, что вы пришли с завода, который сам преображается не по дням, а по часам. Но государство меняет свою политику в отношении вузов. Как это сказывается на академии?

Среди предприятий, заинтересованных в специалистах высокого уровня, не только НПО «Сатурн» и АО «Рыбинский завод приборостроения», но и КБ «Луч», где есть учебный филиал кафедры, и завод топливной аппаратуры в Гаврилов-Яме – ОАО «Агат». Обучение по спецдисциплинам, с учетом технических заданий предприятий и будет в ближайшем будущем основным источником получения дополнительных внебюджетных средств.

– Госзаказ на подготовку студентов действительно резко сократился. Развитие в первую очередь получат ведущие университеты страны. Университеты регионального значения поддержки не получат, если они не примыкают к какой-то корпорации, если ориентированы только на собственные средства. Бюджетные вливания просто ничтожны, и их недостаточно, чтобы платить достойную зар­плату преподавателям. Многие российские вузы все свои бесплатные места скинули на филиалы, а сами учат всех исключительно за деньги. К примеру, Уфимский авиационный университет. Это дает шанс выжить…

– На что же рассчитывает РГАТА? Ваши планы не похожи на программу выживания.

– Частично это собственные средства. Кроме того, средства федерального бюджета, куда мы обратились с рядом предложений, и пытаемся войти в федеральные программы, в частности, в программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы», в те разделы, которые связаны с качеством подготовки специалистов для предприятия. Но наш главный помощник, причем бескорыстный, – НПО «Сатурн». Хотя корысть, конечно, есть: заводу нужны современные специалисты, не просто грамотные – люди широкой эрудиции, всесторонне образованные. Специалисты нового качества. А это требует и совершенно иного, более высокого качества образования. Вот этим и определяется суть перемен в академии, которые уже идут полным ходом.

Сейчас материальная база вуза по основным специальностям устарела. А доводить ее до современного уровня, завозить спецоборудование, строить собственные боксы, стенды для научных исследований неразумно, потому что стоит огромных денег и все равно очень быстро устареет. Любое оборудование должно выпускать товарную продукцию. Вывод такой: часть занятий по прикладным дисциплинам должна пройти там, где эксплуатируется оборудование, то есть на профильных предприятиях региона.

Летом мы организовали филиалы основных кафедр в НПО «Сатурн» и на заводе приборостроения. Оба предприятия предоставили помещения для учебных классов, в которых проведен ремонт. Они оснащены оргтехникой, средствами мультимедийной техники подачи информации, компьютерами, технологическим оборудованием, которое используется и в производстве, и в учебном процессе. Часть этого плана уже выполнена: 1 сентября состоялось открытие кафедры авиадвигателей в здании на улице Глеба Успенского. Другие откроются в октябре. Мы туда приходим с новыми учебными программами и со студентами-четверокурсниками, которые хотят связать свою жизнь с НПО «Сатурн» и Рыбинским заводом приборостроения. Эти предприятия сформировали свой заказ. В 2006 – 2007-м они готовы гарантированно принимать на работу по профильным специальностям 155 наших выпускников ежегодно. Поэтому в соответствии с заказом академия заключила на сегодня восемь договоров с «Сатурном» и РЗП на целевую подготовку специалистов, которую предприятия оплачивают. По каждому договору ведется подготовка 15 – 20 студентов – будущих специалистов в области технологии машиностроения, производства и проектирования авиационных двигателей, радиоэлектронной аппаратуры, технологии обработки металла давлением, технологии литья и сварки, а также впервые в нашей истории – в области энергетического машиностроения. С 2006 года мы надеемся внести подготовку инженеров-энергетиков в официальную лицензию и иметь право на выдачу дипломов по этой специальности. Кстати, предприятие формирует техническое задание для будущего специалиста «под себя», под свои технологии и программные продукты, под существующую на предприятии систему качества и организацию труда.

Что это дает молодому человеку? Во-первых, дополнительные, более того, эксклюзивные знания. Мы будем учить, давая хорошие знания по всем дисциплинам. В том числе и по иностранному языку, по организации производства, по спецдисциплинам. Но эти знания – за пределами государственного стандарта, которые по обычному плану даются в ограниченном объеме. Это благо, потому что знания просто так никто не дает. Во-вторых, это гарантированные рабочие места, а в течение года еще и хорошая зарплата. Например, «Сатурн», принимая в первый год молодого специалиста, гарантирует зарплату восемь тысяч рублей. На следующий год эта цифра наверняка будет еще выше.

Среди предприятий, заинтересованных в специальной подготовке, не только НПО «Сатурн» и АО «Рыбинский завод приборостроения», но и КБ «Луч», где есть учебный филиал кафедры, и завод топливной аппаратуры в Гаврилов-Яме – ОАО «Агат». Обучение по спецдисциплинам, с учетом технических заданий предприятий и будет в ближайшем будущем основным источником получения дополнительных внебюджетных средств.

– Поскольку кафедры поменяли прописку, в зданиях академии освободилось место?

– Разумеется. Мы перестраиваем работу фундаментальных кафедр, оснащая их новыми компьютерными программными продуктами, компьютерами, лингафонными кабинетами, реконструируем помещения, здания. Кроме того, в академии созданы пять специальных студенческих конструкторских бюро; они будут использоваться и в учебных целях, и для выполнения заказов предприятий. Причем, если предприятие размещает у нас заказ, оно ставит свое математическое обеспечение, которое позволит проектировать, переводить в электронный вид имеющиеся технологии и чертежи, программы и т. д. Это, с одной стороны, тоже элементы обучения, с другой – есть возможность студентам с 3-го по 5-й курс заработать, не выходя из стен вуза.

– Академия начинается с приемной комиссии, с абитуриентов...

Госзаказ на подготовку студентов действительно резко сократился. Развитие в первую очередь получат ведущие университеты страны. Университеты регионального значения поддержки не получат, если они не примыкают к какой-то корпорации, если ориентированы только на собственные средства. Бюджетные вливания просто ничтожны, и их недостаточно, чтобы платить достойную зарплату преподавателям. Многие российские вузы все свои бесплатные места скинули на филиалы, а сами учат всех исключительно за деньги. К примеру, Уфимский авиационный университет. Это дает шанс выжить…

– В этом году мы впервые проводили зачисление абсолютно всех абитуриентов по итогам ЕГЭ. Зачисление проводилось на основании экзаменов по физике и математике. Результаты? Очень слабые знания у абитуриентов, даже если тройка – это почти двойка... То есть молодежь не готовится к поступлению в вуз, уровень школьного образования очень слабый. Мы здесь пять лет учим физике и математике, и все наши науки, как бы они ни назывались – сопротивление материалов, теория машин и механизмов, газовая динамика, теплофизика, электротехника, промышленная электроника, – базируются на том или ином разделе физики, а здесь они приобретают более глубокую специализацию. И учим мы с помощью методов математического анализа. Пока люди приходят с большими пробелами в образовании. Я бы хотел эту ситуацию кардинально поменять. Как? У нас приемная комиссия работает целый год, и я приглашаю всех одиннадцатиклассников на подготовительные курсы. Некоторые разделы физики общеобразовательная школьная программа проходит мельком, без должного внимания, а они здесь достаточно важные. И пока подготовительные курсы – это единственный вариант, целевое «натаскивание» абитуриента на сдачу ЕГЭ для поступления в институт и дальнейшей учебы.

Результаты приема в этом году парадоксальны. В стране существует 327 математических школ. Выпускники этих школ сдали математику на ЕГЭ хуже, чем ученики сельских школ, а зачисляем-то мы по результатам ЕГЭ. Как они будут учиться – те, которых зачислили, – непонятно. А русский язык в национальных образованиях ученики сдают лучше, чем в русских областях. Это же нонсенс, этого не может быть! Значит, школы выдают желаемое за действительное...

Среди наших студентов немало льготников – мы их обязаны принять даже с тройками. Инвалиды, сироты, они поступают, пользуясь своими правами, на самые дефицитные специальности. Вычислительные системы, прикладная математика. Те, кто поступает на общих основаниях, имеют самые высокие баллы, золотые медали. А у льготников очень низкие баллы, им будет очень сложно, учеба станет мучением. Поэтому каждый должен трезво оценивать свои возможности. Чтобы учеба в каторгу не превратилась.

– Какие специальности сегодня обретают популярность?

– Увеличился конкурс на авиатехнологические специальности. А причина тому – изменение обстановки в обществе, масса сообщений в СМИ о возрождении авиационной промышленности, предприятий военно-промышленного комплекса. Сам президент сейчас особое внимание уделяет этой перспективной для государства отрасли. Да вот и за примером далеко идти не надо – недавний авиакосмический салон в Жуковском.

Существенно укрепить позиции всего россий­ского авиапрома на мировом рынке сможет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которая, по словам руководителя Федерального агентства по промышленности (ФАП) Бориса Алешина, скоро начнет функционировать. Контрольный пакет акций будет принадлежать государству. Основными задачами ОАК будут разработка, сборочное производство, послепродажное обслуживание и маркетинговые работы. Доля военной авиации в компании составит примерно 70 процентов, гражданской – 30. Вот где будет размах, вот где потребуются хорошие специалисты! А когда этого нет, молодежь идет учиться на экономистов и юристов.

– Рыбинская академия тоже стала участницей МАКС-2005.

– Замечу, что среди всех высших учебных заведений России только нашей академии – при поддержке руководства НПО «Сатурн» – удалось показать свою собственную экспозицию. Это лишний раз доказывает пользу сотрудничества передовых производственных предприятий и высших учебных заведений. Рабочая группа, представлявшая нашу академию на МАКС-2005 под руководством доктора технических наук, профессора Татьяны Кожиной, подготовила интересные наглядные видеоматериалы, буклеты и рекламные проспекты, представляющие как научные, так и учебно-методические разработки ученых нашего вуза. Результаты своих исследований показали несколько научных коллективов академии.

В процессе работы выставки мы провели ряд важных переговоров. В результате академия получила несколько деловых и очень перспективных предложений, касающихся не только дальнейшего роста престижа РГАТА, но и проведения совместно с НПО «Сатурн» конструктивных мероприятий: директора авиационных компаний выдвинули ректорату РГАТА предложение возглавить переобучение кадров авиапромышленного комплекса, для чего уже сейчас мы разрабатываем учебные планы краткосрочных стажировок ведущих специалистов смежных предприятий, работающих совместно с НПО «Сатурн». Принято решение подготовить и представить пакет документов для включения РГАТА в европейское сообщество «Инноватика», которое осуществляет содействие продвижению научных разработок и перспективных технологий на рынок. С издательством «Машиностроение» заключен договор на публикацию многотомника «Современные тенденции развития авиапрома», в основу которого войдут лекционные курсы преподавателей академии. Достигнуто соглашение с китайским издательством «Машиностроение» на формирование перечня монографий с последующим изданием их в Китае, что будет способствовать международной рекламе научных достижений России в авиадвигателестроении.