Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 02 июля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/28856/

Почему укротитель сменил хлыст на на дирижерскую палочку

рубрика: Образование
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Смотрим, как пятерка матерых тигриц гуляет в тесноватом вольере, в то время как остальные, дюжина красавиц, за перегородкой дожидаются своей очереди проветриться. Сразу видно, что к безделью суматран-ские тигрицы Николая Павленко не приучены. Не обращая на нас никакого внимания, они рыскают, словно в джунглях, пытаясь найти себе хоть какое-то занятие. В пустом вольере, засыпанном свежими опилками, дело это, как видим, почти безнадежное.


Самыми удачливыми оказались родные сестрицы – молоденькие Чара и Рада. Без устали, словно котята, шуршат ни весть как оказавшимся в опилках обрывком целлофана. Вдруг двор Ярославского цирка, откуда ведем мы свой репортаж, оглашается страшенным рыком. Это напомнила о себе одна из гуляющих – Уля, звезда аттракциона «Суматранские тигры». Его руководитель Николай Павленко не проявляет по такому поводу ни малейшего беспокойства, комментируя: – Просто свой вздорный нрав от нечего делать показывает. Тигры, по его словам, всегда преисполнены тайных тревожных страстей. Об их причинах даже человеку, знакомому с трудами великих физиологов Павлова и Сеченова, догадаться бывает невозможно. Благородство тигров, на свободе всегда заранее предупреждающих охотника об атаке, в условиях цирковых находится у них в загадочном сочетании с коварством и мстительностью, особенно у тигриц. При этом именно от суматранцев, уединенно живущих в глубине островных джунглей, чего-то вроде «беспричинного» улиного рева, приходится ожидать всегда: в сравнении с нашими вольнолюбивыми уссурийцами эти куда более скрытны и неуравновешенны. Рассказывая о своем аттракционе, Павленко не счел нужным скрывать, что об остроте стальных когтей тигриц знает отнюдь не понаслышке («Меня драли, наверное, больше всех из дрессировщиков», – так, не мудрствуя лукаво, сам он говорит об этом). Не сразу пришла к нему выстраданная мудрость, внушающая, что с агрессией хищника можно совладать на манеже, лишь умело уступая рассерженному зверю. У сетки в аттракционе Пав-ленко никто не дежурит с бранд-сбойтом. Дрессировщик ни-когда не берет с собой полагающийся ему по штату заряженный холостыми пистолет. Вместо хлыста у него в руке легкий стек, им он в ритме музыки манипулирует как дирижерской палочкой. Куража у Павленко хоть отбавляй, а вот страха нет совсем. Объяснил это одной фразой: «Я их не боюсь, потому что не вижу в них врагов». Суматранцы, а особенно суматранки, отвечают ему тем же. Доверие свое выражают по высшему классу: почем зря размножаются в неволе. За четверть века обслуга Павленко и он сам «принимали роды» шестьдесят два раза. Симпатий этих прожорливых кошек, в чьем суточном рационе килограммов пять мяса и пара полных, с верхом, пригоршней витаминных пилюль, Павленко изо дня в день добивается тем, что не ломает через колено их естества, твердо зная, что эти кошечки никогда не научатся мурлыкать. Павленко не заставляет их делать того, чего они не умеют от природы – например, кувыркаться через голову. Его знаменитый аттракцион весь построен на прыжках, балансе, стойках тигров на задних лапах. Иногда на репетициях, требуя чистой и слаженной работы в «массовых сценах» финала, он бывает вынужден показать твердость, дабы настоять на своем. Но тут честные «рыночные» отношения: мол, хотите кушать – заработайте. Укротитель никогда не показывает себя всезнающим суперменом-покорителем, а вот на похвалу не скупится, на все эти свои привычные «бравушки» и «вы, мои куколки». По профессии Николай Павленко – зоотехник, до цирка работал в зверинцах, и хотя бы в силу этого опыта никого из своих воспитанниц приручить даже и не пытался. Ручной у Николая Карповича только один сердобольный бенгалец Тэд, выросший, можно сказать, у него на руках. На манеж он не выходит, там работка не для слабаков. У приученного к поводку Тэда должность рекламного агента. В антрактах фотографируется для семейных альбомов. Ярославль, где «Суматранские тигры» скоро начинают гастроли, укротитель называет «счастливым городом». Здесь в восьмидесятом году родилась в вольере одна из его любимиц, умница Астра. Здесь же на заводе делали ему когда-то первую клетку, не раз чинили складное сеточное ограждение, изобретенное учителем Павленко – Александром Николаевичем Александровым-Федотовым. Как раз отсюда двенадцать лет назад отправился дрессировщик попытать удачи на международном конкурсе в Монте-Карло. Вернулся с цирковым Оскаром – призом «Золотой клоун». Такой чести до него в отечественном цирке удостаивались только пятеро. Примерно столько же или чуть больше у нас лауреатов Госпремии, и народный артист РФ Николай Павленко – один из них. А вот крылатая похвала «Караян в клетке», коей по имени великого музыканта одарил русского укротителя за изящество стиля немецкий журналист, – чистый экс-клюзив. Соперничать в меткости может он разве что с «солнечным клоуном» Олега Попова, поистине цар-ским комплиментом, однажды слетевшим с уст королевы Бельгии. На снимках: народный артист России дрессировщик Николай Павленко со своими питомцами в Ярославском цирке. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.