Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 12 июля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/29148/

Пустил трактирщик разгулявшийся на транспоранты паруса ...

рубрика: Образование
Автор: Марина НИКИТИНА.

Давно ставшая символом нашего города флотилия юных моряков им. Ф. Ушакова переживает не лучшие времена – число учащихся в ней медленно, но верно сокращается, как, впрочем, убывает и имущество клуба. Ряд преподавателей и воспитанников считают, что виной тому главный флотоводец – директор клуба Михаил Шувалов.


Принц и нищий За примерами социальных контрастов на Которосльной набережной долго ходить не нужно – богатство и нищета всегда рядом. На спуске от стадиона «Спартаковец» на воде вальяжно раскинулся сверкающий-новизной ресторан «Поплавок», а о его причал небрежно облокотились несколько яхт из серии «мечта поэта». Буквально в двадцати метрах рядом скорбно ютится явно смущающаяся своего вида флотилия юных моряков: дряхлые, скрипящие мостки, плавбаза тонет – насос не на что купить, внутри – списанная по старости мебель, если ее еще можно таковой назвать, на причале – отжившие свой век шлюпки. Только стены благодаря помощи «Лакокраски» в прошлом году удалось подновить. Правда, и они какого-то грязно-зеленого цвета, но, как гласит народная мудрость, дареному коню в зубы не смотрят. Естественно, неказистый вид соседей явно оскорбляет эстетические чувства посетителей ресторана. Поэтому с недавних пор здесь ходят слухи о грядущем выселении флотилии. Предполагаемым местом ссылки называется территория чуть ли не за автомобильным мостом. Казалось бы, какие отношения могут быть у бедного с богатым? По заверению начальника флотилии им. Ушакова Михаила Шувалова – никаких. Однако факты говорят об обратном – могут. С весны в ресторан переместились корабельный колокол – рында, костюм водолаза, огромный макет «Вавилова». С чего вдруг? Как считают многие преподаватели, душевная доброта их начальника имеет вполне материальные основы. Заявляя подчиненным, что «все здесь мое, что хочу, то и делаю», – начальник детского учреждения Михаил Шувалов и впрямь распоряжается имуществом с размахом, по-хозяйски. То подаренная ушаковцам шлюпка или яхта исчезнут, то строительные доски «уйдут» в неизвестном направлении. Боевые походы флотоводца Шувалова Сам Михаил Евгеньевич свою карьеру капитана закончил с «воцарения» на кресле начальника флотилии. Раньше он был подводником, а на новой должности в путешествия с воспитанниками то ли еще, то ли уже не пускался. Из преж-них его походов на памяти педагогов лишь один: в районе Нефтестроя «катанием на лодках» Шувалов пресытился и пересел на корабль в сторону дома. В этом году начальник флотилии все же изменил традиции и отправился вместе с детьми в дальнее – аж до Новгорода – плавание. Отплытие небольшого теплохода «Ярославич» с командой из начальника флотилии, капитана, механика, боцмана, матроса и 7 воспитанников освещалось во многих СМИ. А вот закончилось все бесславно, и потому об этом мало кому известно. В Новгород путешественников не пустили по вполне ясным еще до начала похода причинам – технические характеристики судна не те. Почему решили все-таки идти по выбранному маршруту – одному Богу известно. Поэтому в исходе предприятия не стоило и сомневаться: судовая инспекция в Ладожское озеро их не пустила, пришлось разворачиваться. Куда теперь двинуться? Решили: если уж не в Великом, так хоть в Нижнем Новгороде побывать. Это начинание оказалось более удачным, нежели первое, даже на экскурсии по древнему городу ходили. Однако приключения на том не исчерпались. На обратном пути застряли: долго не могли устранить повреждение двигателя. То ли из-за того, что один из юнг приболел, то ли Михаилу Евгеньевичу просто надоело неусыпно следить за детьми, но он вскоре поездом уехал вместе с больным ребенком. В Ярославль они прибыли почти на неделю раньше остальных. Имел ли он право бросать детей – судить не нам. Но на корабле из взрослых оставалась только команда из четырех человек (причем, двое – практиче-ски ровесники воспитанников). А когда судно на ходу, им всем, естественно, не до детей... Бедный спонсор богатого соседа Среди славных деяний начальника флотилии есть не только покорение речных просторов. Сложно назвать последнее пристанище некоторых подаренных разными организациями шлюпок, яхт, стройматериалов, но то, что они регулярно исчезают, – факт. Часть из них уходят – по доброте? – к соседу, часть, подобно мифическому «Летучему голландцу», растворяются в пространстве. Начнем с той части, что в порядке меценатской помощи ушла к предпринимателю Голубеву. Едва освоившись на новой территории, тот, хозяйским оком окинув флот соседей, сразу же перешел к делу. Первым в списке покупок оказался теплоход «Вавилов». Комитет по имуществу оценил его в смешную сумму, в девяносто тысяч рублей, – мол, корабль с пятидесятых годов и не на ходу. Однако предприниматель видел явно дальше чиновников: выкупил корабль, отремонтировал, сделал плавучий ресторан, и неплохие деньги, между прочим, с посетителей собирает. У педагогов же флотилии вся эта сделка до сих пор вызывает большие сомнения в ее целесообразности: – Да у «Вавилова» же двигатель работал, – рассказывает Василий Поздняков. – На нем тридцать детей могли уместиться. А не ходили последние годы, так только потому, что ремонтировали: на судоремонтном заводе полностью дно заменили. От сварочных работ пострадала внутренняя обшивка корабля, надо было каюты восстанавливать. И вот после всех ремонтов вдруг – на тебе! Так как город в это время подарил «Ярославич», то «высшее командование» решило «Вавилов» продать, да еще за такие деньги! Вон он теперь у Голубева отремонтированный красуется. А на «Ярославиче» умещается только 6 – 7 ребят. На чем теперь с детьми в походы ходить – непонятно. В ноябре прошлого года вместе со скаутами, раньше относившимися к флотилии, к Голубеву почему-то переместился и десятивесельный парусно-гребной катер «КГД». Продан он был за сорок тысяч рублей, а параллельно оформлялся акт о его списании. Списанный катер был на самом деле моложе шлюпок, на которых ушаковцы еще долго будут ходить в походы. Несмотря на его старость, Голубев им не погнушался, и на нем сейчас путешествуют скауты. В ресторане у предпринимателя нашли приют и висевший раньше во флотилии корабельный колокол – рында, и набитый для натуральности бумагой костюм водолаза, и огромный – почти с метр – макет «Вавилова», оцениваемый специалистами в 15 – 20 тысяч. Надо отдать долж-ное предприимчивости руководителя: передав костюм водолаза, Шувалов решил восполнить пробел. Поэтому по зиме завхоз Валерий Морозов отправился в дальний путь, в командировку в Кронштадт. У него там друзья на флоте служат, так они по дружбе и подарили еще два костюма. Вот так благодаря мудрому руководству проблема нехватки материальных ценностей во флотилии была исчерпана. Очевидное – невероятное Другая часть лодок и стройматериалов вообще растворилась в неизвестном направлении. Широкомасштабное наступление на флот ушаковцев началось два-три года назад: – Подарил нам судоремонт-ный завод спасательный мо-торный вельбот – его только немного подремонтировать нужно было, – рассказывает еще один преподаватель флотилии Андрей Шестерин. – Вскоре катер отвезли за Волгу в район судостроительного завода, где специально под это дело несколько человек оформили на работу. Отремонтировали. И вскоре вельбот исчез. А вот моторный катер «Крым» в начале той осени чудесным образом трансформировался в моторную лодку – она примерно в восемь раз дешевле своего «праобраза». Наверное, волшебник просто оказался неквалифицированным. Есть в списке утрат и пропавшие совсем недавно: буквально на днях исчезла детская спортивная яхта, лежавшая недалеко от пирса. Чуть раньше такая же участь постигла две другие яхты – «Грэй» и «Оптимист». На том чудеса во флотилии не прекратились. Хорошими ходовыми качествами, как оказалось, обладают здесь не только лодки, но и стройматериалы. Трудно представить, каких усилий стоило педагогам – в наше-то время! – в этом году выпросить их на заводах. В ход шли все связи. В итоге удивлению не было предела – доски одним прекрасным утром перешли в качественно новое состояние. Их попросту не стало: – Выпросили завод нефтетары перечислить нам доски на ремонт дебаркадера, – рассказывает Морозов. – Привезли кубометра два, думали мостки, стены подлатаем. Целую неделю древесину на станке слесарь обрабатывал. А потом все разом исчезло. У Михаила Евгеньевича Шувалова сейчас далеко идущие планы. Хотя официально на балансе учреждения числится одна шлюпка, в действительности их пять – четыре подарили. Он уже предлагал продать одну лодку – из Углича обращались. Однако педагоги пока сумели вразумить начальника, надолго ли только? Юных воспитанников как-никак около трехсот. А что за моряки, не пробовавшие воды? Не брал даже карандаша Михаил Шувалов расценивает ситуацию по-иному. Мол, все это происки недоброжелателей. При встрече с корреспондентом газеты он весьма бурно реагировал на вопросы. А в середине беседы заявил, что отвечать дальше не собирается, пока не будут названы имена обратившихся в газету: – Родители детей, ходивших со мной в Новгород? Да больше ноги ни одного из них здесь не будет. Я их, балбесов, за свои деньги везде возил! Ну, вообще! Одним словом, в конце каждого принадлежащего ему предложения можно было бы ставить восклицательные знаки – столько было праведного гнева в его речах. Причем явствовало из них, что даже и карандаша общественного он не брал за все годы своего руководства флотилией. А если не так – докажите, он тут же напишет заявление об уходе. Доказать что-либо действительно сложно. Исчезают-то «подарочные» лодки, те, что не числятся на балансе. Но ведь дарили-то их флотилии, а не ее руководителю. Куда пошли деньги от их продажи – тайну поглотила пучина морская. Но нового за эти годы во флотилии практически ничего не появилось. Разве что от продажи «Вавилова» купили «уазик». А недавно на выделенные губернатором деньги небольшую пластмассовую лодочку приобрели. У мальчишек тем временем даже нескольких тельняшек на всю братию нет. Когда последний раз выдавалась форма, даже воспитанники с десятилетним стажем вспомнить не могут, а преподаватели смутно называют цифру – начало восьмидесятых. Между тем съехавшиеся по приглашению флотилии на День города команды из Новгорода и Костромы все были в новенькой форме. Наши же на задних рядах буквально ревели от обиды «Мы-то чем хуже?».

Комментарии