Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 31 августа 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/30625/

Школа без учителя

рубрика: Образование
Автор: Антон ЧЕРКОВ.

В понедельник во всех школах России праздник - День знаний. Учителя услышат много теплых слов, ученики завалят их букетами цветов. А потом наступят обычные будни, которые не принесут ни педагогам, ни школярам, ни их родителям особой радости. Слишком много проблем накопилось в нашей школе. И сегодня самое время вспомнить хотя бы о самых главных.


В ЯГПУ конкурс, но учителей нет Ярославской области вроде бы грех жаловаться на нехватку педагогов - родной ЯГПУ выпускает их ежегодно в большом количестве. Вот только неумолимая статистика утверждает, что в школу из них идут работать только 0,85 процента. Можно, конечно, восхищаться теми отчаянными единицами, которые все же решились "сеять разумное, доброе, вечное", но надо ведь и задуматься: а почему же прочие 99,15 процента проявляют в нежелании это делать завидное единодушие? Только ли в испорченности нравов молодых специалистов тут дело? Отнюдь, оказывается, нет. Прежде всего сохраняется проблема проблем для учителей - безденежье. После всех имевших уже место повышений ставка учителя высшей (!) категории составляет... 1616 рублей. Преподаватели, не доросшие до такого уровня, получают поменьше - 1430 рублей при наиболее распространенном 12-м разряде единой тарифной сетки. Если учесть, что официальным прожиточным минимумом считается доход в 1812 рублей на человека, то становится понятно, почему сохраняется проблема нехватки кадров в наших школах. Раньше в школах не хватало физруков, подавшихся в охранные структуры. Теперь же ушли в растущую промышленность физики, химики, математики и даже (вы будете смеяться, но это правда!) преподаватели истории и литературы. Последние отыскали для себя довольно неожиданную профессиональную нишу - секретарское дело и делопроизводство. После того как первое поколение новых русских друг друга перестреляло, их преемники обнаружили, что молодые и длинноногие секретарши, как правило, не умеют грамотно писать, да и к аккуратному обращению с бумагами не приучены. То ли дело проверенные учительские кадры - и с русским языком у них проблем нет, и к обильному бумагообороту привычку имеют, да и на зарплату больше чем в 2 - 3 тысячи не претендуют. В общем, результат такой - в наступающем учебном году согласно распоряжению начальника городского управления образования Александра Прямицина разрешено привлекать к преподавательской работе студентов-заочников (!) ЯГПУ, начиная со второго (!!) курса. Учеба все хуже, а успеваемость все лучше При таком качестве преподавания единый экзамен и в самом деле скоро станет совершенно необходим - благо, что для получения тройки при тестировании достаточно правильно ответить на половину вопросов. Можно возразить: в принимаемых ныне нами за образец США единый экзамен в тестовой форме существует уже давно - и ничего, живут как-то люди, команды Штатов даже призовые места занимают на мировых олимпиадах по математике и физике. Вот только состоят эти команды уже почему-то сплошь из граждан США китайского и японского происхождения. А среди прочих американцев, успешно сдавших свои выпускные тесты, все шире распространяется явление, деликатно именуемое тамошними социологами "функциональной неграмотностью". То есть таким состоянием, при котором человек читать-писать вроде бы умеет, но содержания газетной статьи понять не может по причине полного незнания самых элементарных терминов. Образование бесплатное, но обходится все дороже Между тем спрос на образование есть, и родители современных школяров это понимают, выкладывая немалые деньги за занятия своих отпрысков с репетиторами. Если бы не эта статья дохода, то многие толковые учителя давно бы уже оставили свое ремесло окончательно и тоже ушли из школы. Но репетиторская деятельность, поддерживая учителей материально, одновременно угнетает их в моральном плане, так как приучает родителей к тому, что его величество учитель - не более чем наемный работник, полностью зависящий от щедрости нанимателя. И больше всего замечают эту метаморфозу в своем общественном положении как раз те "счастливчики", что перешли в школы "частные", самим своим появлением демонстрирующие глубочайший кризис нынешней системы образования. Ведь как ни верти, а получается, что за "настоящее" образование все равно приходится платить, и это еще не самый плохой вариант, поскольку за "ненастоящее" образование платить тоже приходится. Системы образования уже почти нет, но руководят ею все усерднее Еще одна грустная реальность нашей школы - это процесс руководства ею. Как бы ни менялись социальные условия, что бы ни происходило в стране, а требования "инстанций" к рядовому преподавателю меняются только в одну сторону - навешивания все новых и новых обязанностей. Кто учился в школе в 70-е годы, помнит, как можно было оказаться выгнанным из класса за не слишком серьезные грехи или быть оставленным на второй год с единственной двойкой (несмотря на всю тогдашнюю "процентоманию"). Сейчас такие неприятности школяру уже не грозят. Выгнать даже вконец обнаглевшего придурка из класса нельзя, а оставить на второй год можно только с согласия родителей. Если же такового не будет, то не будет и отпуска у того учителя, что рискнул выставить "неуд" явному оболтусу, - сам виноват, не нашел к нему подход, позанимайся с ним летом... Если к этому добавить еще и многочисленные инструкции, приказы, предписания, методические рекомендации и прочие бумаги, приходящие в школу "сверху", то учителю и вовсе не позавидуешь. Если педагогу придет в голову аттестоваться на более высокую категорию, то общения с "инстанциями" ему не избежать никак. Общение это ничего приятного не сулит, поскольку, по единодушному мнению всех опрошенных мною учителей, единственной целью аттестующих является недопущение преподавателя к более высокой категории. Поэтому и желающих повышать свою официальную квалификацию среди учителей становится все меньше: ради чего стараться? Аналогичную прибавку к зарплате можно получить с куда меньшими усилиями, взяв одного-двух учеников на репетиторские занятия. Какая реформа школы нам нужна? Из всего этого вывод может следовать только один: реформа школы действительно необходима. Вот только какая? Во всяком случае, при нынешнем ее направлении российская школа неминуемо зайдет в тупик, и очень скоро. Нужно признать очевидный факт: поддерживать советскую систему всеобщего среднего образования далее уже невозможно, поскольку она могла функционировать только в условиях тогдашнего государственного патернализма, когда государство что-то дает бесплатно, но уж и следит за тем, чтобы подарок был принят. В рыночных условиях такая "подарочная" система уже не работает и работать не будет, поскольку рынок признает только контракт: ты - мне, я - тебе. Поэтому коль скоро уж зашла на государственном уровне речь об образовательных сертификатах разного достоинства для выпускников, достигших в учении разных успехов, то надо эту идею развивать и дальше. Пора признать, что не нужно любой ценой всучивать эти сертификаты всем подряд, и уж тем более не нужно приставать к нищему учителю с разговорами об "индивидуальном подходе к каждому ученику". Преподаватель лишь дает учащемуся возможность получить знания, а если тот их усваивать не желает, то это уже его проблемы. Соответственно и зарплата учителя в конкретной школе должна определяться не пресловутыми тарифными сетками, а тем, на какую сумму получили образовательных сертификатов его выпускники. При таком подходе зарплата учителей в хороших школах вырастет сама собой. Если, конечно, товарищи из районо не воспрепятствуют... От редакции. Публикуя эти полемические заметки, мы приглашаем всех, кому есть что сказать о проблемах современной школы, - учителей, руководителей образования, родителей, учащихся - присылать свои соображения в редакцию. Надеемся, что дискуссия поможет лучше выявить болевые точки нашей образовательной системы.