Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 04 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/31594/

Слово и дело Дмитрия Ростовского

рубрика: Образование
Автор: Денис БРУНКЕВИЧ.

Батюшка наш преосвященный - так называли ученики митрополита Димитрия Ростовского, первого русского церковного деятеля синодального (послепетровского) периода. Ровно 250 лет назад состоялось обретение его мощей. В этот день, 4 октября 1752 года, шел ремонт церкви Зачатья Анны Спасо-Яковлевского монастыря города Ростова. Строители вскрыли пол и обнаружили мощи митрополита Димитрия. От них стали происходить чудеса: слепые прозревали, больные выздоравливали.


Будущий митрополит родился в декабре 1651 года в семье казака Киевского полка Саввы Туптало в городке Макарово, недалеко от Киева. Мальчика назвали Даниил. Вскоре после рождения сына Савву произвели в сотники. Украина на тот момент находилась под властью Речи Посполитой. Но у нее была своя армия, которая оказала решающее влияние при воссоединении Украины с Россией. В 1654 году сотник Савва тоже присутствовал на Переяславской раде, где казаки присягнули московскому царю. Вскоре после этого семья Туптало поселяется в Киеве, купив собственный дом. А Даниил стал учиться в Киевской духовной школе-коллегиуме, крупнейшем учебном заведении православного мира. Полный курс был рассчитан на 11 лет, но Даниил проучился только начальные классы. Правда, позднее он продолжил свое обучение. Даниил знал польский - на нем он вел дневник (который начал в 20 лет) и писал письма, латынь - она открывала ему мир западного богословия, а также греческий язык. Наконец, церковно-славянский был своеобразным ключом к сокровищнице вековой святыни Руси - и Малой, и Белой, и Великой. Малой Русью в ту пору называли территорию современной Украины, Белой - Белоруссии, Великой - России. 9 июля 1668 года он приносит монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания, принимает постриг от игумена киевского Кирилловского монастыря Милетия Дзека, руководившего академией. Тогда же Даниил был наречен Димитрием. Под руководством своего учителя он пробыл четырнадцать лет. В восемнадцать лет в Каневе Димитрий посвящен в первый духовный сан - дьякона. В 1675 году архиепископ Лазарь Баранович рукоположил его в священники, после чего два года Димитрий был проповедником в Чернигове при архиепископской кафедре. Затем он едет в Белоруссию и Вильно, читает проповеди. И лишь в начале 1679 года возвращается на Украину. Новый архимандрит Варлаам благословляет Димитрия писать Жития святых на весь год. Но это становится делом всей его жизни. По этим трудам он и известен православным людям. В 1689 году состоялось окончательное воссоединение Украины с Россией. Большое посольство во главе с гетманом Мазепой прибыло тогда в Москву. Был в посольстве и Димитрий. Здесь патриарх Иоаким выразил недовольство тем, что Жития, написанные Димитрием, начали печатать, не дожидаясь разрешения из Москвы. Указал он и на некоторые огрехи в содержании. И даже когда Димитрий показал, что те же самые "спорные места" есть в книгах, изданных в Москве ранее, патриарх не сменил гнев на милость и приказал выдрать листы из уже отпечатанных томов. Но опала Димитрия продолжалась недолго. Наступало время Петровских реформ. Правление Петра I переориентировало направление развития Руси. После возвращения из Европы молодой царь решил "импортировать" в Россию и европейских архиереев. Таковыми он считал украинских епископов - людей и европейского образования, и европейской терпимости, к тому же вполне подвластных его воле. В числе других священников в 1701 году Димитрий был призван царем и поначалу определен митрополитом Сибири. Но когда Петр воочию убедился в слабом здоровье Димитрия, при котором он вряд ли бы доехал до Сибири, он направил его в Ростов. В Ростове новый митрополит произвел ряд решительных изменений: отменил бездушный обычай постригать в монахи овдовевших священников, никого из провинившихся не отправлял в монастыри на покаяние. В 1702 году 1 сентября начались занятия в школе, которую митрополит открыл при своей резиденции в кремле. На свои деньги Димитрий купил учебники, два глобуса и карты. Учителя получали жалованье из казны. В ученики набрали детей духовенства, но были отроки и из других сословий. Обучение было бесплатное. Митрополит даже сумел настоять, чтобы положили по деньге в день "нищим, которые учиться будут русской грамоте". Обучались в школе три года. Преподавали русский и греческий языки, латынь и риторику. Все учителя были украинцы. Димитрий стал духовным отцом своих двухсот учеников не только как священник, но и как наставник в учении. Несмотря на церковную строгость, в школе царил дух веселья и свободы. Учебный процесс был построен на соревновании - успевающих учеников с почестями провозглашали императором. В школе даже ставились спектакли: учителя переводили с польского какую-нибудь школьную мистерию, а ученики шили костюмы и устраивали представления. Наказания в школе не приветствовались. Каникулы длились три недели в августе, отдыхали и по церковным праздникам. Заботливость и щедрость Димитрия проявлялись во всем: он выплачивал из своего кармана небольшие стипендии (по грошу или по алтыну), из архиерейского сада ученикам отдавали яблоки, груши, вишни. Пошутить митрополит любил, но мог и рассердиться. В одном из распоряжений читаем: "Печалюся зело и гневаюся на вас, якоже вижду, вина развращения ваше, всяк живет по своей воли. Того ради поставляю над вами сеньора господина Андрея Юрьева, чтоб вас муштровал як цыганских лошадей, а вы ему будте покорны, послушливы, а кто будет противен, той пожалован будет плетью". В апреле 1703 года в школу приехал с инспекцией начальник монастырского приказа И. А. Мусин-Пушкин. Он остался доволен результатами проверки и в мае повелел устроить "трехдневное гульбище". Через три года состоялся первый выпуск ростовской школы. И той же весной школу закрывают. Димитрий в письме митрополиту Иову пишет уже без своих шуток: "Оскудевше мы во всем, оскудели и во учениках". Недоученных детей предписали отправить в армию. Димитрию также запретили набирать священников из крестьянского сословия. Димитрий Ростовский искренне молился о победах Петра. Но с некоторыми его нововведениями он не мог согласиться. Он обличал священников, нарушающих тайну исповеди, а Петр указывал доносить властям об антиправительственных настроениях, на исповеди обнаруженных. Критикуя новые веяния, с горечью говорил о том, что многие отказываются ставить иконы, а больше вешают "изображения Венеры или Дианы, или прочих ветхих кумиров". Также с упреком он говорил о новых порядках в армии, о том, что западные новшества наносят вред всему церковному духу. Продолжить задуманные литературные труды Димитрию не было суждено. 28 октября 1709 года вошедшие в келью нашли Димитрия мертвым. Он скончался во время молитвы, на коленях. Незадолго до этого в соборной церкви в честь Зачатья Анны он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: "Се покой мой, зде вселюся в век века". Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия святителем Иоасафом. Однако митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. До прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. Поэтому в выкопанной могиле наскоро сделали заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, как говорили, предусмотренное промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Вскоре последовал указ Синода о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых и установлении празднования 21 сентября (день обретения мощей) и 28 октября (день преставления). В честь обретения мощей небольшая Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую, а населенный пункт при ней в 1796 году был преобразован в город с названием Ростов-на-Дону. В советское время мощи хранились в музее, затем их передали в Спасо-Яковлевский монастырь. В 1992 году состоялась уникальная выставка иконографии святителя Димитрия Ростовского в собрании Ростовского музея. Она побывала и в Ростове-на-Дону. Ее организатор, научный сотрудник музея-заповедника "Ростовский кремль" Марина Федорова является одним из немногих специалистов по иконографии святого Димитрия. Школьники и студенты, которые хотят лучше учиться, заказывают Димитрию Ростовскому молебны. Говорят, хорошо помогает.