Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 25 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/32276/

Конверсия по-ярославски

рубрика: Образование

30 октября исполняется 85 лет Государственному унитарному предприятию 81-й Центральной инженерной базы Министерства обороны Российской Федерации. Накануне юбилея наш корреспондент встретился с ее директором полковником инженерных войск Александром ПОНОМАРЕНКО.


- Александр Ильич, чем примечательна история 81-й инженерной базы? - Вся история базы наглядно отражена на стендах открытого 18 октября музея нашего предприятия. Первоначально оно называлось Ярославским главным инженерным складом. Из-за приближения немцев к столице и складывающейся тяжелой фронтовой обстановки он был перенесен из-под Петрограда в Ярославль согласно приказу № 667 от 17 октября по старому стилю (30 октября по новому летоисчислению) 1917 года по военному ведомству еще Временного правительства Российской империи. Расположенные на северной окраине губернского центра складские бараки (сегодня это территория объединения "Автодизель"), предназначались для сбора, приема и отгрузки воинским частям военно-инженерного имущества. Тогда это были лопаты, кирки, а также дымовые шашки и другое саперное снаряжение. Первым начальником ярославских складов был Игнатий Ильич Ильин. В 1924 году началась производственная деятельность: коллективом инженерной базы освоен капитальный ремонт инженерной техники. А уже с 1931 года наше предприятие находится на полном хозяйственном расчете. Период Великой Отечественной войны - один из самых напряженных в истории базы, тогда было принято и отправлено на фронт несколько сотен тысяч вагонов с военным имуществом. В конце пятидесятых приняли решение о передислокации нашей базы в поселок Прибрежный. Увеличились объемы производства и хранения, изменилась номенклатура ремонтируемой и хранимой техники - от простого шанцевого инструмента до сложной инженерной техники на гусеничном и колесном ходу. Тогда же база начала производить капитальный ремонт тяжелой техники, созданной на шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. С 1959 года налажен ремонт путепрокладчика БАТ-М, предназначенного для прокладывания колонных путей и оборудования маршрутов выдвижения войск. Станочный парк предприятия позволяет изготавливать новые и восстанавливать старые детали для ремонта техники как военно-инженерного, так и гражданского назначения. Он производится способом специализированных постов. При этом наиболее сложные узлы и агрегаты перед сборкой всего изделия проходят испытания на стендах, что обеспечивает высокое качество работ. С 1988 года одновременно с ремонтом боевой техники предприятие начинает выпускать товары народного потребления: металлические гаражи, садовые домики и отдельные элементы к ним, оконные рамы и дверные блоки, филенчатые двери, рамы для остекления балконов и лоджий. - Следовательно, вы уже тогда задумывались о перепрофилировании производства? - Да, это так. После развала Советского Союза и резкого сокращения Правительством России финансирования государственного оборонного заказа перед руководством базы остро встал вопрос выживания в условиях стихийного рынка. Выход из кризисной ситуации был один - освоение выпуска продукции не только военной, но и другого назначения на существовавших площадях и оборудовании. В начале 90-х годов наше подразделение отличалось от других подобных баз тем, что мы производили ремонт тяжелой специальной техники. Эта деятельность была более далека от "гражданки", чем, к примеру, у Тамбовской инженерной базы, которая осуществляла ремонт строительных кранов. По профилю подобных технологических операций нам больше всего подходил ремонт трелевочных тракторов и лесопогрузчиков. За два года - с 1993 по 1995 - нами освоен ремонт тракторов на гусеничном ходу различных типов и модификаций. Мы "закрыли" все заказы леспромхозов Северо-западного региона на капитальный ремонт трелевочной и погрузочной техники и обеспечили эти хозяйства запасными частями. Но загрузка производственных мощностей нашего предприятия по-прежнему оставалась недостаточной. Проведя маркетинговые исследования в Ярославской и других близлежащих областях, мы пришли к выводу, что необходимо осваивать ремонт старых и сборку новых городских автобусов, так как муниципальный автобусный парк морально и физически устарел. Значительное число эксплуатируемых машин подлежит списанию. В 1998 году коллектив предприятия начал подготовку к сборке городских автобусов МАЗ-104, которые соответствуют требованиям европейских стандартов. И 28 августа 1998 года на улицы Ярославля вышла первая машина с родным ярославским дизелем, собранная в цехах 81-й инженерной базы. С 2001 года налажен выпуск автобусов марки ЛиАЗ-5256. Всего с начала освоения производства до конца этого года будет выпущено около 150 автобусов. Кроме того, на сегодняшний день освоили сборку автобусов туристской модификации. Но на достигнутом останавливаться не собираемся. Задумали оказать помощь областному центру еще в одном важном деле: с 2001 года специалистами предприятия налажен ремонт троллейбусов. Цель этого года - поставить на поток ремонт трамваев. С трамвайными вагонами сложности в том, что у самой распространенной в ярославских депо модели очень сложная рама, да и та уже снята с производства на Усть-Катавском вагоноремонтном заводе. Нашим специалистам приходится самостоятельно разрабатывать техническую и технологическую документацию на трамвайные узлы и агрегаты. Вообще мы беремся за любую работу, которая поможет выжить нашему коллективу, мы за конверсию в военно-промышленном комплексе не на словах, а на деле. За свою историю инженерная база превратилась из инженерного склада в одно из крупнейших предприятий инженерных войск Министерства обороны России с широкой сферой производственной деятельности и большим объемом хранимого имущества. - За какие заслуги ваше предприятие отмечено вымпелом командования инженерных войск, что находится в вашем кабинете? - Мы продолжаем боевые и трудовые традиции наших отцов и дедов. Труд коллектива базы был многократно высоко оценен командованием инженерных войск и Центральным комитетом профсоюзов. В музее нашей войсковой части по праву хранятся Красное знамя "Победитель социалистического соревнования 1966 года" и переходящее знамя "За достигнутые производственные показатели" за 1967 год. По итогам работы за 2000 и 2001 годы 81-я инженерная база признана лучшей среди предприятий инженерных войск Министерства обороны России и награждена этим переходящим вымпелом. В цехах базы трудятся 17 династий, у каждой общий трудовой стаж более ста лет. Среди них хотелось особо отметить трудовую активность и профессионализм династий Матусян и Чекменевых. За годы перестройки численность личного состава не сократилась, наоборот, число рабочих мест продолжает расти. Для решения стоящих перед коллективом задач наши специалисты готовят достойную смену, передают свой богатый производственный опыт, профессиональные знания и навыки ребятам из лицея № 21, проходящим производственную практику у нас на рабочих местах. Мы также стимулируем профессиональный рост сотрудников, компенсируя их затраты на обучение в высших учебных заведениях. Профсоюзный комитет и руководство базы предусмотрели в коллективном договоре социальные гарантии ветеранам и молодым работникам, премирование и оказание материальной помощи в случае непредвиденных жизненных ситуаций, заложены средства на приобретение путевок на лечение работников в санаториях и профилакториях. Командование и общественные организации постоянно заботятся об улучшении условий труда и быта сотрудников. В жилом городке возведен 21 дом, столовая, школа, клуб на 400 мест. Хозяйственным способом построено 2 овощехранилища, 200 общественных сараев, созданы садоводческое товарищество "Звездочка" и гаражный кооператив на 260 боксов. Мы активно участвуем в общественной жизни города. В 2000 - 2001 годах для дворовых и детских площадок Ярославля изготовили малые архитектурные формы, благоустроили территорию санатория "Ясные зори", зимой помогаем ярославцам в очистке автодорог от снега. Не остаемся безучастными к обращениям общественных организаций и учреждений областного центра с просьбами об оказании посильной помощи. Накануне юбилея нашей базы хочу сказать спасибо всему коллективу за инициативу и профессионализм, за то, что мы вместе с честью прошли последние трудные годы, нашли силы для перепрофилирования производства и выпуска продукции гражданского назначения. Желаю всем здоровья и счастья, благополучия и процветания. Беседовал Сергей ЯКОВЛЕВ. Р. S. В конце октября не только юбилей 81-й Центральной инженерной базы. Свой день рождения отмечает и ее начальник полковник Александр Ильич Пономаренко. Сослуживцы и сотрудники базы поздравляют своего руководителя с праздником и желают ему оставаться таким же инициативным и энергичным, успехов в нелегком труде и счастья в личной жизни.