Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 19 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/32897/

Пишем "по руски"

рубрика: Образование
Автор: Ирина УСОВА.

Однажды унылым, серым утром я ехала на работу, без интереса посматривая из окон маршрутки на рекламные объявления, стоящие вдоль дороги. И вдруг увидела то, обо что споткнулся мой в недавнем прошлом учительский глаз - огромный щит, предлагающий покупать "самоклеющуюся пленку". Понимая, что выражать свое благородное негодование по поводу не того суффикса глупо, мысленно обреченно исправила "ющ" на "ящ" и поехала дальше. Рабочий день вскоре стер из памяти увиденное, однако вечером местный телеканал услужливо предложил мне новое испытание, показав поздравление тружеников сельского хозяйства с их профессиональным праздником. Вполне естественно выглядела на сцене огромная поздравительная открытка. Естественно, до тех пор, пока не была показана вблизи. Вопиюще огромными буквами на меня, как и на "дорогих ветеранов", таращилось слово "чевствуем" с буквой "в". Второй раз за день возмутившись увиденным, после недолгих размышлений я поняла, что это, увы, не просто ошибки - это то, что, возможно, ожидает нас в недалеком будущем. Поголовная, тоталитарная безграмотность, забвение своего языка, своей культуры, национальности. Возможно, меня обвинят в "сгущении красок", пессимизме и чрезмерной категоричности. Была бы рада ошибиться в своих прогнозах, но, к сожалению, меня поддержали многие преподаватели русского языка и литературы. Судите сами. Учебная программа предусматривает в 10 - 11 классах общеобразовательных школ 1 (!) час русского языка и 3 литературы в неделю. Более того, чиновники от образования подготовили и передали в Госдуму РФ проект новой школьной программы, где в целях благородных, а именно - заботясь о здоровье детей - предложили уменьшить учебную нагрузку, сократив количество часов, как вы, скорее всего, догадались, именно на эти курсы. Не стоит, наверное, говорить о реакции учителей русского языка и литературы. Хочется, однако, озвучить мнение некоторых преподавателей негуманитарных дисциплин из вполне, между прочим, приличных школ: зачем нужен старшеклассникам "ваш" русский, если есть компьютер, способный, как они считают, исправить ошибки? Кому нужна литература в век научно-технического прогресса? - Действительно, какая разница, знают ли старшеклассники, что "Пастернак - поэт, а не трава"? Ведь умудрялась же Екатерина II, русская царица, делать четыре ошибки в слове "еще", состоящем из трех букв? И все равно осталась в истории!


Это мнение о гуманитарных предметах как об атавизме поддерживают и многие старшеклассники, которым русский язык нужен лишь для того, чтобы сдать вступительный экзамен в вузы. Чтение книг и уроки литературы считают пустым делом приблизительно 30 процентов учащихся 10 - 11 классов. Когда-то давно, почти два века назад, А. С. Пушкин (надеюсь, лет через пять наши дети смогут вспомнить его имя-отчество) добродушно (он мог себе это позволить в "золотой век" русской культуры) воскликнул: Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю! Сейчас из этих строчек, на мой взгляд, все "добродушие" испарилось - осталась лишь ирония, причем весьма грустная. Возможно, наши дети после "разгрузки" учебной программы действительно поздоровеют и мы чаще будем видеть их "румяные уста" улыбающимися - только вот как насчет "русской речи"? Не превратится ли она вся в сплошную "грамматическую ошибку", которую исправлять никому и в голову не придет? Учителя русского языка и литературы исчезнут за ненадобностью, а нашим детям незачем красиво и грамотно говорить: они будут заняты компьютером и пивом "по руски".