Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 28 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/34036/

Епископ Ярославский и Ростовский Кирилл: «Значительная часть нашего общества придерживается православных традиций»

рубрика: Образование

Как мы уже сообщали, гостем нашей редакции – впервые за ее более чем 100-летнюю историю – был ярославский архиерей – епископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Почти три месяца назад заступив на кафедру, владыка Кирилл уже успел обозначить свои позиции по многим вопросам как внутриепархиальной, так и светской жизни. Он вовсе не похож на затворника-анахорета, много ездит, служит, приглашая при этом на сослужение себе по пять-шесть ярославских батюшек, и требует, чтобы все городские храмы были открыты с 8 утра до 8 вечера, чтобы в них ежедневно служились литургии. Наш же разговор с владыкой начался с вопросов о нем самом.


Запретить веру невозможно – Владыка, хотелось бы подробнее узнать о вас, о том, в какой семье вы выросли. Судя по фамилии, корни у вас казачьи? – Я вырос в обычной семье. Отец был рабочий, он участник Великой Отечественной войны, мать – медсестра. У меня было пять братьев, я шестой. Двоих уже нет. Мама была верующим человеком. Отец в последние годы тоже очень верил в Бога. Познакомились родители на Урале в 1945 году, там я и родился. Потом пришлось оставить этот благодатный край, много поездить. А на Урале, в Сибири, знаете ли, народ разный живет. Фамилий таких, как моя, много. Кстати, появились они там не в 20 – 30-е годы прошлого столетия, а гораздо раньше. – А как к вере пришли? Росли вы во времена, когда она была почти под запретом. – Любое действие рождает противодействие. Запретить веру невозможно. Некоторые наши современники считают, что чудес на свете быть не может, но разве это не чудо, что произошло в нашей жизни – открылись храмы, в них приходят люди, молятся. Все это не из воздуха взялось. Вера жила, хранилась – бабушками, отдельными людьми. У меня в этом отношении счастливая судьба. Очень рано в церкви я попал в окружение митрополита Серапиона, который меня к себе приблизил. С ним рядом я прожил почти двадцать лет. Он мой духовный наставник, воспитатель и, по сути дела, моя семинария и академия. С ним я был и во Владимирской епархии, и в Кишиневской. Владыка скончался в 1999 году в Туле. В остальном моя жизнь была как у всех, мы же с вами люди одного поколения... – А в армии вы, владыка, служили? – Нет, у меня же зрение слабое. – Вы говорите, сейчас много людей приходит в храмы. Но, наверное, часто это просто дань моде? Особенно со стороны власти. – Моде? Она, я думаю, давно прошла. Значительная часть нашего общества сейчас серьезно придерживается сугубо церковных православных традиций или тянется к ним, интересуется. Мы ведь с вами, наверное, тоже поэтому встречаемся. Посмотрите, сколько храмов, монастырей поднимается из разрухи, из руин. Сколько труда в это вкладывают люди, средств. Наверняка нашли бы всему этому иное применение, но идут в церковь, находят там гораздо большее – духовное общение, молитвенное, совет. Люди просто следуют велению своей души. Она ведь у нас по природе своей христианка. А власть, она тоже давно отошла от моды. И, знаете, я что-то не наблюдаю, в том числе и здесь, в Ярославле, паломничества госчиновников в храмы на службы. – Владыка, в Курской области на областном флаге поместили лик Христа, как вы к этому относитесь? – А что, Медведь лучше? – Христа обычно на хоругви изображали, а тут государственный символ – не кощунство? – Считаю, что никакого кощунства нет. Все в сугубо церковных православных традициях. Богом установленные истины – Кстати, о традициях. Вот сейчас все готовятся к встрече Нового года, но приходится-то он на пост по календарю Православной церкви. А что если все-таки перенести православное Рождество на общегражданский календарь? – А почему церковь должна подстраиваться под человека? Это он должен подстраиваться под Богом установленные истины. Нам нужно сохранять то, что есть, а не устраивать революцию на ровном месте. Ни к чему хорошему это не приводит. Если человек не желает чего-то принять, он ищет причину, чтобы не делать. – Некоторые считают, что надо перевести службы на современный русский язык, приблизить их к человеку, как сделали это латиняне... – И что получили, знаете? Протестантские церкви распадаются. Католические, иерархи которой на II Ватиканском соборе приняли такое грандиозное решение, как отход от латыни, сегодня все равно не заполнены. На это же рассчитывают сейчас те, кто стремится ввести современный русский язык в богослужение. А русский язык – он же трансформирован от славянского, общепонятного всем славянам, язык необычайно поэтический, образный. А современный – это же газета. Надо приводить людей к высокому, а не уводить в сторону. Другое дело проповедь, она, конечно, должна говориться на языке, понятном большинству. А потом, и календарь, и язык у нас уже пытались изменить, и не только обновленцы. Святейший патриарх Тихон, который в начале ХХ века был управляющим Ярославской епархией, под давлением определенных лиц и от недостатка информации, которую получал, предпринял попытку, но церковный народ его не поддержал. Сегодня введение нового стиля или современного языка – это прямой путь к расколу церкви. Огромная часть церковного общества на это не пойдет. Поддержат это только те, кто как раз и ходит в церковь два – три раза в год: на Пасху, Рождество да с кем-нибудь на крестины случайно. Но они, по большому счету, членами церкви и не являются. Православие формирует нацию – Владыка, сейчас много говорят о введении предмета «Православная культура» в школах. Это будет чисто светский предмет или с привлечением церкви? Готовы ли наши школы в кадровом отношении преподавать его? – Не готовы. С другой стороны, церковь, если мы имеем в виду духовенство, количественно его тоже не хватит, чтобы заполнить школы. А проблема, я думаю, вызвана письмом министра образования Владимира Филиппова о внедрении предмета. Это всколыхнуло общественность, зачастую искусственно. Предлагается ведь не Закон Божий вводить, а основы культуры страны, в которой мы живем, а они православные. Православие формировало нацию, общественное сознание. «Слово о полку Игореве», Пушкин, Тургенев, Гоголь представляют литературу, у которой православные корни. – Не превратится ли это в профанацию, педагоги-то не готовы взглянуть на культуру с такой точки зрения. – Чтобы не было профанации, надо готовить специалистов. Сейчас во многих вузах открываются кафедры теологии. Мы вообще-то запоздали с этим. Но делать надо. – Говорят, в Демидовском университете хотят открыть соответствующий факультет. Вы встречались с руководством вуза? – Возможность открыть кафедру теологии, как раз для подготовки преподавателей по основам православной культуры, в университете есть. Я встречался с руководством вуза, беседовали. Но воли к тому, чтобы создать такую кафедру, я не увидел. – Владыка, в области есть православные школы, гимназия в Переславле, Тутаеве, Борисоглебском районе, но нет в Ярославле. А детям из православных семей в обычных общеобразовательных школах бывает очень неуютно, хотя бы в отношении постов, не говоря уж о той атмосфере, что царит в наших школах. – Хотелось бы, конечно, открыть православную школу или гимназию в Ярославле, но не знаю, насколько это реально сегодня. Нужна определенная база. Преподаватели, конечно, найдутся. Но, по-моему, тут должен быть некий лидер, который взял бы на себя эту ответственность. Но думаю, что только одной православной школой мы не изменим ситуацию в целом. Государство ведь вынуждено ставить вопрос о предмете «Основы православной культуры», видя, что царит в обществе и в школе, 40 процентов школьников употребляют наркотики, о чем можно говорить. Общее достояние – Владыка, наша газета несколько раз писала о том, что созданы все условия для передачи иконы Толгской Божией Матери церкви. Но сотрудники музея, сохранившие эту святыню в годы богоборчества, против. Вы встречались с руководством музея – каковы все-таки перспективы? – Как церковный человек, я убежден, что, какие бы усилия чисто человеческие ни предпринимались, если воли Божией не будет, икона в монастырь не вернется. Задолго до моего прибытия сюда были подготовлены различные соглашения на самом высоком уровне о том, чтобы икону перенести в монастырь. Все условия для соответствующего хранения ее выполнены, но что-то так и не ладится. Икона эта – общее достояние. Не должно быть недопонимания ни со стороны музейщиков, ни со стороны церкви. В монастыре доступ к ней будет открыт для всех, кто захочет на нее взглянуть и помолиться. Сейчас, в музее, права верующих ущемляются. Она, по сути, скрыта от них. У нее нельзя молиться, отслужить молебен. Мы надеемся на возвращение иконы в монастырь, на то, что найдем общий язык с музейщиками. – А как вы вообще относитесь к проблеме возвращения церковных ценностей, земель? – Положительно отношусь. В Ярославле на сегодня возвращено в лоно церкви немало. Это одна из самых больших епархий: почти 300 приходов, 16 монастырей, и процесс идет. Но вернуть все в полном объеме, в том числе и землю, сегодня невозможно, это любой понимает. Где-то построены заводы, дома. Другое дело – надо не препятствуя выделять монастырям землю, которую они смогут обрабатывать, чтобы прокормить себя. ИНН – проблема не церковная – Владыка, некоторое время назад ярославскую общественность волновало такое обстоятельство: в городе был создан ротари-клуб, членами которого стали представители политической элиты, его благословил викарный епископ Иосиф, потом он ссылался, что не знал, дескать, о том, что ротари – это масонская организация... – А в чем вопрос? – Что вы по этому поводу думаете? Стоит ли церкви поддерживать движение ротари-клубов? – Православная церковь и ротари-клуб – это совершенно разные общества. – А вот еще вопрос по поводу ИНН – многие люди до сих пор не хотят получать его. Как смотрит на это церковь? – Вообще-то это проблема не церковная, а прав человека. ИНН – одно из средств для контроля над личностью, за финансовой деятельностью. Если кто-то этого не желает по отношению к себе – его право не принимать ИНН. Но к вероучительным истинам данная проблема никакого отношения не имеет. – Вы, наверное, слышали о создании так называемой Русской православной партии, как церковь к ней относится? – Православных объединять может только церковь, но она не благословляет никакие партии. – Какие газеты вы читаете? – «Северный край», конечно (улыбается). – А чисто человеческие увлечения у вас есть, мирские? – Сейчас у меня одно увлечение – Ярославская епархия, днем и ночью даже. Древнейшая, с богатейшей историей. Какие святыни, сколько святых, даже вновь канонизированных: Феодор Ушаков, Серафим Вырецкий – это все уроженцы наших мест. Сколько новомучеников, исповедников! Богата ярославская земля знаменитыми людьми! Вот что надо изучать школьникам. Вот она, наша православная культура. – Владыка, а во многих местах удалось побывать? – Побывал уже во всех районах епархии. Недавно был в Некоузском районе на реке Сить. Здесь была первая битва русских с татаро-монголами. Люди русские встали на защиту Отечества, все как один погибли, но это был подвиг, и народ столько веков помнил об этом. – Мы встречаемся с вами накануне Нового года, Рождества. Что могли бы вы пожелать нашим читателям? – Во-первых, спасибо, что пригласили на встречу. Господь да благословит вас и ваши труды, ваших читателей! Поздравляю всех с праздниками. Желаю здоровья, мира в доме. Чтобы все мы чувствовали протянутую к нам руку помощи Божией. Спаси Господи всех вас. Записала Ирина ХРУПАЛОВА.