Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 30 марта 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/35617/

Кактус к дню рождения

рубрика: Образование
Автор: Инна КОПЫЛОВА.

Одним из ранних школьных впечатлений у меня было такое. Однажды мы, первоклашки, с изумлением узнали, что у нашей учительницы есть семья, она варит кашу и стирает белье. То есть за стенами школы занимается самыми обыкновенными делами. А нам-то казалось, что на урок красивая и нарядная, она спускается из какого-то другого мира.


– Так из каких же миров появляется школьный учитель? – спрашиваю я Людмилу Алексеевну Похвалееву, завуча младших классов ярославской школы № 59. – Конечно, из детства, – заверила Людмила Алексеевна. – Мое детство и сейчас со мной... Мама ее мечтала об учительской работе, но учебе помешала война. Она всегда надеялась, что дочка пройдет ее путь. Война и у Людмилы встала на пути: тяжело болел отец-фронтовик, учиться смогла только заочно. А в школе начала работать пионервожатой в младших классах. Тогда-то и получила первые уроки будущей профессии. Закончила потом факультет учителей начальной школы, потому что не смогла выделить для себя какой-то один школьный предмет. А с малышами ей пригодилось все: умение играть и петь, любовь к куклам – потом они стали очень важным воспитательным средством в работе с малышами. Ее ученики всегда любили выращивать цветы – это и ее увлечение. И каждый новый класс превращали в оранжерею. А на день рождения однажды мальчики подарили ей... кактус. С детства Людмила Алексеевна была рукодельницей, теперь она стала делать для уроков модели, наглядные пособия, схемы. Пригодилась даже эмоциональность. Она могла, например, заплакать, когда читала в классе какой-нибудь трогательный рассказ, и первоклассники тоже начинали хлюпать носами. А выпускные праздники кончались всегда слезами учительницы, и дети понимали, что это выражение любви к ним. Работа, впрочем, оказалась нелегкой, и первое время, возвращаясь домой, Людмила Алексеевна почти падала с ног. Уставала, жаловалась бабушке, что на переменах ребята носятся, почти сбивая учителей с ног. – Не может быть, – удивлялась бабушка. – Когда я раньше шла по коридору, девочки останавливались за несколько шагов, поправляли фартучки и приседали. – Бабушка когда-то заканчивала епархиальное училище, пела в церковном хоре и преподавала музыку в сельской школе. Людмилу Алексеевну малыши удивляют каждый день. Вот только что в школе провели анкетирование среди начальных классов с вопросами, кем хотят быть ребята. Так вот, среди ответивших оказались 16 будущих фотомоделей, 13 олимпийских чемпионов, генералы, директора банков, юристы и писатели. Еще были один тракторист и 15 милиционеров. О любимых занятиях высказались со скромной честностью: 57 процентов убирают свою постель, но с удовольствием это делают только 9 процентов. Так же и с мытьем посуды – 49 и 12 процентов. Зато половина любит выгуливать собак. Все они такие разные, еще не научились обманывать, скрывать свои чувства, любят говорить комплименты: какая она сегодня красивая, как идет ей это платье. А уж если встретят учительницу на улице – живут-то рядом, – радость бывает безмерная, как будто век не виделись. Они знают, что Людмила Алексеевна также безоглядно любит их всех. У нее, например, есть специальные тетради с образцами почерка каждого маленького выпускника. Право попасть в эту тетрадь надо заслужить, и в конце концов память о себе оставляют все. На одном из прощальных вечеров третьеклассники подарили ей медаль «Самый лучший учитель». И переходя в средние и старшие классы, они все равно не забывают дорогу в ее кабинет, приходят поделиться новостями, узнать, как провела она отпуск. Впрочем, сама она вовсе не требует от судьбы, чтобы воспитанники помнили ее всю жизнь. Слишком «мало дело», слишком разнообразна действительность. Так все равно помнят. Одна девочка живет в Испании и постоянно передает ей приветы, другая, уже взрослая, к юбилею прислала письмо из Америки. В последние годы Людмила Алексеевна работает завучем младших классов, под ее попечением теперь все 350 малышей. Для нее нет трудных детей, потому что все они ей интересны. А каждый урок как небольшое театральное действие. Иногда она даже немного завидует артистам: там выучил роль – и будь спокоен. Здесь же – бесконечные импровизации. Как, например, объяснить малышу, что такое точка? У одного сначала получается как укол иголки, у другого – как чечевичное зернышко. И у каждого в судьбе – многоточие. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.