Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 27 апреля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/36632/

Судьбы скрещенья

рубрика: Образование
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

Эта пастернаковская строка в названии юбилейного вечера Натальи и Владимира Камаевых появилась не случайно. Удивительным образом скрестились их судьбы. Супруги родились под одним знаком зодиака, более того, в один год, месяц и день – 17 апреля 1952 года!


Наталья Камаева выросла в семье, где к музыке, искусству было отношение трепетное. Ее мама, Нина Николаевна Винокурова, – женщина с драматической судьбой. Во время войны ей, студентке-первокурснице, довелось под обстрелом и бомбежками вывозить из блокадного Ленинграда детей-сирот. Приехав в нашу область с детьми, она стала работать в детских домах. Нина Николаевна была одним из организаторов в Ярославле детского дома музыкально-художественного творчества, с ним у нее связана почти вся трудовая деятельность. Отец, Николай Степанович Винокуров, – музыкант, пришел в симфонический оркестр по приглашению его основателя Уманского. Тридцать лет он возглавлял в оркестре группу виолончелистов. В доме Винокуровых бывали известные музыканты, среди них – знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович. Наташу называли «оркестровым ребенком». Девочке довелось близко видеть многих дирижеров, но больше всего ее поразил Юрий Аранович. Ей казалось: именно таким должен быть настоящий дирижер – красивым, артистичным, романтичным. А в дет-ском доме, где Наташа проводила все свободное время, она была всеобщей любимицей: ласковая, добрая, приветливая. Без нее не обходился ни один праздник или концерт. Любовь к музыке привела ее в музыкальное училище. Педагогом Наташи по классу фортепьяно была Недда Аязян. Помимо музыки Наталью влекло к слову, ведь она с детства любила декламировать. Большое влияние оказала на нее Галина Изотова, известный педагог-словесник, открывшая своей ученице красоту языка, музыку слова. И Наталья поступила на филфак. Тема ее диплома, «Формообразующие средства музыки в творчестве Чехова», была необычной. Музыка и слово – такого сочетания на филфаке еще не бывало. Эти две самые для нее близкие ипостаси слились в профессии музыковеда. Мягкая, теплая манера говорить о музыке, грамотные литературные композиции, подчеркнутая элегант-ность сделали Наталью Камаеву популярной ведущей филармонических концертных программ. Наталья и Владимир познакомились в училище. Его отец был основателем Рыбинской музыкальной школы им. П. И. Чайковского, где преподавала М. Челищева, ученица С. Рахманинова. Мария Луарсабовна передала любовь к этому великому человеку своему ученику. Рахманинов стал кумиром Володи Камаева. Будучи студентом музыкального училища, он даже коротко стригся – «под Рахманинова». Его педагогом, как у Наташи, была Недда Аязян. Весь погруженный в музыку, он не замечал никого вокруг. Однажды ему сказали: «Посмотри, какая хорошая девушка Наташа Винокурова». Он посмотрел и... пригласил ее в кино. Сбежав с уроков, они пошли смотреть «Летят журавли». Так завязалась дружба, которая вскоре переросла в любовь. Но на время им пришлось расстаться: Владимир поступил в Гнесинку. Там он учился у Б. Берлина, любимого ученика К. Игумнова – друга Рахманинова. После окончания института Владимир вернулся в Ярославль, к Наташе. С тех пор они вместе. Вырастили дочь. Анна пошла по стопам матери: поучилась в музучилище, окончила филфак педуниверситета. Пишет статьи, печатается. Одна из ее работ называется «Пастернак и музыка». И у дочери – свое «судьбы скрещенье». На снимках: В. КАМАЕВ, Н. КАМАЕВА. Фото Дмитрия БАХТИНА.