Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 17 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/36963/

Мы себя под Конфуция «чистим»...

рубрика: Образование
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

В первый класс принимаются все дети с 6,5 лет. Такой ранний срок установлен в связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение. Но это не значит, что родители обязаны отвести своего шестилетнего ребенка в школу. Они вправе сами решать, когда их чаду начинать учиться. Проводить тестирование, экзамены или какие-либо другие испытания при приеме категорически запрещено. И правда, при опросе директоров ярославских школ, все они заявляли, что никаких экзаменов не проводят, прием идет без ажиотажа и нервозности. Однако мало кто из опрошенных сказал, что для приема достаточно просто написать заявление. Искушение проверить ребенка в той или иной форме сохраняется: уж очень хочется узнать, что этот ребенок собой представляет. Правда, проверка носит мягкое название – собеседование.


Мне довелось наблюдать в одной из школ, как волновались мама с малышом перед дверью директора. Правда, противостоять натиску завуча, педагога, психолога Славику, слава Богу, не пришлось. Собеседование и впрямь оказалось простым: спросили, как зовут, в каком городе живет, чем отличается ясная погода от хмурой. Малыш выдержал первое «взрослое» испытание на «отлично». – На основании федеральных документов категорически запрещено выявлять умение читать и считать, подготовку по различным учебным предметам, – говорит Александр Прямицин, руководитель городского управления образования. – Школа должна принимать детей такими, какие они есть. Сегодня дети не закреплены за школой своего микрорайона. Можно учиться в любой школе города, конкурсов как таковых нет. И все же родители мечутся в поисках хорошей школы, подходящих учителей, иные готовы возить ребенка из одного конца города в другой. Одна моя знакомая для своего сынишки подыскивает учительницу с мягким характером: ребенок не выносит давления со стороны взрослых, поэтому, считает мама, авторитарный стиль преподавания ему не подойдет. Так она подала заявления аж в пять школ, присматривается к учителям. В школы с хорошей репутацией потоком идут заявления от родителей. В 36-й набрали уже четыре первых класса, а мамы ведут и ведут сюда своих чад. Здесь работает коллектив активных, ищущих учителей, создающих положительный имидж своей школе, потому она и переполнена. Если принять всех желающих, придется вводить вторую смену. А вот в соседней школе пока не набралось и одного класса. Наиболее продвинутые родители смотрят еще и на то, по какой системе ведется обучение в начальных классах. В ярославских школах используются три системы. Первая – традиционная, по которой учились все ныне взрослые люди. Еще две – развивающие: Леонида Занкова и Даниила Эльконина – Василия Давыдова. Впрочем, сегодня традиционной системы в чистом виде уже нет, и в нее внедряются современные программы. В ярославских школах наиболее широко используется программа «Школа-2100», которая нацелена на то, чтобы ребенку было комфортно учиться. Для этого в учебниках имеются задания на выбор, несколько вариантов ответов, поощряется высказывание своего мнения, и, что очень важно, материал дается для продвижения каждого ученика в своем темпе. Многопредметность стала просто бичом школы. Жалуются родители, страдают дети, мучаются педагоги. Авторы программы «Начальная школа XXI» пошли по пути сокращения предметов, создав так называемые интеграционные учебники: по «Грамоте» дети учатся читать, писать и считать, «Окружающий мир» вобрал в себя естествознание, историю, этику и другие предметы. Появилась новая программа «Гармония». Особенность ее в том, что она объединяет традиционную и современные развивающие системы обучения. «Учение без размышления бесполезно», – сказал великий Конфуций. Размышление – вот что, пожалуй, отличает развивающую систему от традиционной. Здесь учитель ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. А значит, он не только находится в согласии с учеником, но и дает подопечному возможность размышлять. По Занкову обучение должно вести за собой развитие, поэтому детям все время нужно давать задания чуть труднее, чем они могут выполнить. По системе Эльконина-Давыдова детей учат думать, размышлять, принимать неординарные решения. Здесь хорошо себя чувствуют дети-почемучки. Они очень активны, много говорят, рассуждают, не боятся высказывать свое мнение. Но привыкнув к свободомыслию, ребенок может в средней ступени столкнуться с педагогом, у которого авторитарное мышление, и ему слишком ретивый ученик с творче-ским подходом к предмету неудобен. – Всем нашим учителям надо было набраться мужества, чтобы переступить через это, – говорит Мария Янцевич, учительница школы № 36, вот уже 10 лет работающая по системе Эльконина-Давыдова. – Я считаю, что это самая разумная система, где ребенок любого уровня подготовки найдет что-то свое. Поэтому мы не отбираем детей. Система Эльконина-Давыдова для родителей поначалу непонятна. Они не могут помочь своему отпрыску, у них не хватает терпения выслушать его, поразмышлять вместе с ним. У меня был случай: через два месяца после начала занятий родители решили забрать ребенка. Пришлось их уговаривать. Через некоторое время они сказали: мы не узнаем своего малыша, ему интересно учиться. Интерес сохраняется у школьников до последнего дня обучения и именно он становится движущей силой в учебе. В Ярославле есть школы, которые являются «федеральными площадками»: для системы Занкова – № 71, Эльконина-Давыдова – № 12 и 81, для программы «Школа-2100» – № 76. На базе этих школ проводятся семинары, учителя проходят стажировку. И наконец, спецшколы, которые остаются традиционно популярными. Искушенные родители знают их номера наизусть – 4, 33, 37, 42, 43. Стремление устроить ребенка в языковую спецшколу понятно: сегодня знание иностранного языка – залог успешной карьеры. Правда, помимо него школьник должен освоить и всю остальную программу, поэтому нужно быть готовым к большим нагрузкам. – Если у будущего первоклассника есть проблемы со здоровьем, – говорит Татьяна Жарова, директор школы № 43(немецкой), – мы советуем родителям хорошенько подумать. Нынче у нас очень большой наплыв. Набрали уже четыре класса по 30 человек при норме 25. Еще 58 стоят на очереди. Некоторые записались за год вперед. У нас в школе изучаются два языка: основной, немецкий, – со второго класса и с пятого – английский. На выходе ребята должны владеть немецким, а на английском – общаться, читать. Сейчас немецкий язык оттесняется, везде и всюду – английский. А ведь начинать изучение языка надо не с легкого, а с более трудного, каким является немецкий. По желанию родителей пришлось ввести английский язык и во французской школе № 42. – Раньше изучение француз-ского у нас шло с первого класса, – рассказывает Нина Королева, замдиректора школы № 42, – а в связи с переходом на программу «Школа-2100» стали изучать со второго. В этом году к нам приезжал представитель французского посольства, который провел с педагогами курсы раннего обучения французскому языку. Мы решили попробовать на дошкольниках, желающих набралось много. Теперь у первоклассников будет кружок французского языка. В английскую школу № 4 прием начался с конца марта. Здесь набирают три класса по 25 человек. Принимают, как нам сказали, всех детей, отбора не делают. Согласно закону детей из микрорайона берут обязательно. Остальные – кто успел. Им тоже не избежать «простого» собеседования, где родителям могут указать на плохую дикцию у ребенка, все-таки школа-то языковая. Однако этот недостаток может быть поводом для посещения логопеда, но ни в коем случае – для отказа. И наконец, математическая школа № 33, известная высоким уровнем подготовки, особенно по математике и физике. Подтверждение тому – высокий процент поступления в вузы среди выпускников, завоеванные учениками школы призовые места на международных математических олимпиадах. Сюда стараются брать более подготовленных ребят: учиться в математической школе нелегко. – В этом году наплыв очень большой, – говорит Елена Мухина, завуч школы № 33. – В первую очередь берем детей из микрорайона. Их приводят наши ученики, а также те родители, чьи первые дети учатся у нас. Мы не отказываем ни тем, ни другим. На оставшиеся места берем детей со стороны. Желающих много, всех не примешь, приходится отказывать, а это, поверьте, тяжело. Открыть еще один класс – значит вводить вторую смену. Сейчас мы набрали три класса, причем один из них составляют дети сотрудников Яртелекома на основании договора. Теперь Яртелеком имеет свои места в детском саду, школе и университете. – У нас в начальных классах – классическое обучение с элементами развивающих систем Занкова и Эльконина-Давыдова, кое-что из программы «Школа-2100», – говорит Ольга Яблочкина, учительница начальных классов школы № 33. – Наша цель – детям должно быть комфортно в школе, чтобы они шли учиться с радостью. Учеба в радость – может быть, это и должно быть главным в обновленной школе нового тысячелетия. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.