Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 29 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/37270/

Записки гимназистки

рубрика: Образование
Автор: Юлия КАМЕНЕВА.

Рукописи, как известно, не горят. И даже не поддаются утилизации – хотя порой и попадают в макулатуру. Прошлой осенью восьмикласснице ярославской гимназии №3 Наташе Протазановой случайно досталась стопка старинных бумаг. А нынешней весной ее творческая работа, сделанная по этим записям, заняла первое место на Всероссийской краеведческой конференции старшеклассников в Москве.


Все началось случайно – в гимназии № 3 сдавали макулатуру. Из пачек принесенных школьниками газет и прочего хлама преподаватели чудом извлекли 110 листков ученических тетрадей начала XX века. Кто именно из ребят притащил в гимназию столь ценный груз, так и не выяснили. Рукописные материалы поступили сначала к руководителю школьного музея Анне Алексеевне Меркуловой, которая и передала их одному из юных музейных экскурсоводов – Наташе Протазановой. Девочка написала по этим материалам целое исследование под названием «История из старой тетради». Среди ветхих разрозненных листков встретилось три обложки. На одной из них надпись: «Тетрадь Колесниковой Варвары, ученицы VII класса, для записей по космографии, 1909 – 1910 учебный год». С помощью научного сотрудника Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника Софии Дмитриевны Трениной, по совместительству работающей в школе, выяснилось, что тетради эти приблизительно в 1909 – 1914 годах принадлежали ученицам Екатерининской женской гимназии при доме призрения ближнего – ныне в ее здании находится второй корпус Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Продираясь сквозь дебри незнакомого почерка, карандашные заметки и чернильные кляксы, Наташа смогла скомпоновать пожелтевшие странички: эти – из тетрадей по истории, эти – по биологии. Обнаружились и другие предметы: арифметика, литература, физика и даже упраздненный ныне домострой. Только-только окончившей седьмой класс Наташе Протазановой стало интересно сравнить, чему и как учились и учатся гимназистки тогдашние и нынешние. В старой тетради по математике попадаются задачки на деление выражения столбиком: нынешние школьники такой операции не обучены – слишком громоздкая и нерациональная. Историю в Екатерининской гимназии тоже преподавали иначе: более детально, но зато сквозь призму религии, а не социологии – именно так, по-взрослому обстоятельно, излагает свои наблюдения Наташа. Тетрадок по домострою обнаружилось несколько: с одним и тем же материалом, но записанным разными почерками. Так юная исследовательница и ее научный руководитель сделали вывод, что бумаги принадлежали гимназисткам из одного класса. Вероятно, девочки записывали лекцию за учительницей: тексты совпадают почти дословно. «Идеальная женщина по Домострою» – такова была тема урока в Екатерининской гимназии 1 февраля 1911 года. Далее следует план: положение в семье, отношение к мужу и слугам, отношение к своим обязанностям, женщина как воспитательница детей. «Женщина, – пишет Варвара Колесникова, – должна рано вставать, будить своих слуг и назначать каждому дневную работу, выдать провизию, успеть приготовить всякое кушанье и отнюдь не быть самой безработной». Современной гимназистке Наташе такой «идеал» кажется смешным. В тетрадях по литературе встретилось много сочинений: «Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Жизнь и судьба древнерусского молодого человека переходной эпохи по «Повести о Горе и Злосчастии», «Характер разочарования Онегина», «Можно ли вплоть доверять повествованиям летописца?». «С мышлением у них не очень, – уверено заявляет Наташа, – много воды льют! Иногда просто пересказывают содержание – без своего отношения к прочитанному». В старой женской гимназии больше внимания уделялось гуманитарным наукам: здесь Варвара Колесникова и ее подруги здорово обгоняют нынешних школьниц. Зато в математике, насколько можно судить по листочку с экзаменационными билетами, отстают: не женское то было дело. Наташе современное положение вещей нравится куда больше: все науки изучаются в равной степени, и мальчишки в классе есть. Обнаружилась и тетрадь по педагогике все той же ученицы – с «золотым правилом дидактики» Яна Амоса Коменского. Как выяснила начинающая исследовательница, этот предмет преподавали уже в VIII классе Екатерининской гимназии – возможно, потом барышня стала учительницей. Победу на Всероссийской краеведческой конференции школьников жюри присудило Наташе Протазановой единогласно. «Похвалили и сказали, что я прирожденный краевед! А вопросы задавали только мелкие». Свою работу гимназистка будет продолжать и в следующем году. В Москве ей посоветовали сходить в архив, проследить дальнейшую судьбу Варвары и ее младшей сестры Лидии, разыскать родственников. «Вообще-то детей в архив не пускают, – сокрушается София Дмитриевна, – но постараемся что-нибудь придумать». Находки девочка хранит в картонной коробке из-под конфет. В полиэтиленовых файлах нельзя: бумага начинает портиться. По правилам каждый листочек надо держать в отдельном бумажном конверте, но такой возможности у школьного музея, естественно, нет. Показывая корреспонденту «Северного края» свои реликвии, «прирожденный краевед» не-ожиданно сделала и еще одно открытие: случайно посмотрела на свет один из листочков и обнаружила водяные знаки. Оказалось, торговая марка фабрики-изготовителя. Стала просматривать остальные, а там еще и еще, да все разные. Вот и повод для нового исследования! Фото Вячеслава ЮРАСОВА.