Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 03 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/38200/

осколки империи

рубрика: Образование

В Москве в архитектурном музее имени Щусева открылась выставка цветных фотографий под названием «Империя, которой была Россия», организованная библиотекой конгресса США. Экспозицию составляют небольшие снимки, привезенные из Америки. Среди них выделяется несколько фотографий больших размеров. Они были доставлены на выставку из Ярославля.


Ученик Менделеева На фотографиях – пейзажи бесконечных российских просторов, большие и малые города, транспорт, жизнь и быт людей самых разных национальностей Российской империи начала прошлого века. Рядом с репродукцией иконы из смоленской церкви Девы Марии можно видеть портрет эмира бухарского в великолепных одеяниях, снимок крестьянской девочки в ярком наряде на фоне бревенчатой избы, туркмена, торгующего дынями. Автор фотографий – Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Химик, изобретатель, фотограф, он родился 140 лет назад в Санкт-Петербурге в аристократической семье. Учился в императорском Александровском лицее, затем в технологическом институте, где в ту пору лекции читал Д. И. Менделеев. Всю свою жизнь Прокудин-Горский посвятил созданию и совершенствованию процесса цветной фотографии. Он разработал технологию получения цветных слайдов и изобрел для них проекционную систему. Императорское «слайд-шоу» Суть изобретения заключалась в том, что фотограф делал три черно-белых негатива на стеклянных пластинках, снятых с одного и того же объекта, после чего с негативов делались позитивы для трех фильтров – красного, синего и зеленого. Проецируя свет сначала через цветные фильтры, затем через три соответствующих стеклянных диапозитива, и наконец, сквозь призму собственной конструкции, которая сводила все три цвета, он получал полноцветное изображение. На свое изобретение Прокудин-Горский получил патент. У фотографа-новатора возникла идея: создать фотолетопись, своеобразный портрет империи. Прокудину-Горскому удалось попасть на аудиенцию к царю, где он продемонстрировал свои цветные слайды. Николаю II так понравилось «слайд-шоу», что он не только дал Сергею Михайловичу высочайшее разрешение путешествовать в самые закрытые уголки империи, но и обеспечил транспортными средствами – лодкой, автомобилем «Форд» и личным железнодорожным вагоном, который служил фотолабораторией. Это был госзаказ к 300-летию дома Романовых. Сквозь бури и волны Революционная волна унесла русского изобретателя вместе с семьей в Париж. Около двух тысяч стеклянных негативов и 14 альбомов пробных фотоснимков оказались за границей. В 1944 году, после смерти Прокудина-Горского, коллекция осталась у наследников. В конце 1940-х годов в Америке был опубликован ряд переведенных с русского языка работ о науке и культуре ХХ века. Когда создавалась девятитомная «История русского искусства», возник вопрос о цветных иллюстрациях. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда княгиня Мария Путятина, что когда-то ее свекор представлял царю некоего профессора Прокудина-Горского. Княгине было известно, что фотоколлекция хранится у его родственников в Париже. Американцы выкупили ее. Хрупкие стеклянные пластинки, пройдя через революционные бури, войны, океанские волны, в целости и сохранности дошли до библиотеки конгресса США. Почувствуйте разницу С помощью новых компьютерных технологий специалисты библиотеки отсканировали все наследие Прокудина-Горского и вынесли на свой сайт. Эту информацию обнаружили сотрудники центра новых информационных технологий Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Оказалось, что среди огромного количества цветных изображений есть серия снимков Ярославской губернии. И в США, и в Ярославле специалисты стали разрабатывать сложное программное обеспечение, позволяющее производить цифровую обработку и редактирование изображения, чтобы при воспроизведении фотографий Прокудина-Горского был полностью сохранен цвет стеклянных негативов. При этом американцы ставили перед собой цель просто проиллюстрировать свое открытие. Но у них четкое изображение получалось только на фотографиях небольшого размера. Группа специалистов центра новых информационных технологий ЯрГУ под руководством Дмитрия Морозова поставила перед собой другую задачу: получить качественное изображение и на снимках большого формата. – Мы отказались от кадрирования, – рассказывает Дмитрий Морозов. – Те части фотографий, которые мы не можем восстановить в цвете, оставили черно-белыми. Но и в таком виде они уникальны. На многих изображениях внутреннего убранства храмов видны очень интересные вещи: деревянная резьба иконостаса, миниатюры на кресте церкви Иоанна Златоуста, снаружи – лекальные кирпичи, изразцы. Но на маленьких снимках не видны мелкие детали, поэтому мы стали добиваться улучшения качества. Ярославцам удалось-таки получить четкое изображение на фотографиях большого размера. Нина Александровна Грязнова, научный сотрудник музея-заповедника, увидела на одном из снимков кадило. Оказалось, что в музее есть именно такое, но в разобранном виде. Благодаря фотографии Прокудина-Горского музейщики смогли собрать этот церковный атрибут. Недавно ярославцы встретились с представителями библиотеки конгресса США в Питере, в Русском музее, где была открыта фотовыставка работ Прокудина-Горского. Американцы с интересом и уважением отнеслись к проделанной русскими специалистами работе и даже разрешили им поучаствовать в московской выставке. Таким образом, в музее имени Щусева экспозиция из 70 американских снимков дополнилась семью огромными цветными фотографиями интерьеров ярославских церквей Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста. Зинаида ШЕМЕТОВА.