Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 04 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/38223/

«Устраивать конкурс кошельков – это принципиально неверно»

рубрика: Образование

Два века назад, в 1803 году был издан императорский указ правительствующему Сенату, предписывающий открыть в Ярославле высшее учебное заведение, а 1 августа 1804 года начать обучение в одном из первых вузов России – Ярославском Демидовском высших наук училище. В этом году ярославская высшая школа празднует 200-летие.


О том, как сегодня развиваются вузы в нашей области, будет ли реформироваться высшее образование, ждет ли нас введение платного обучения, газете рассказал вице-губернатор Николай Воронин. Всю свою жизнь он связан с высшей школой – во власть пришел из Ярославского педагогического университета, где до сих пор читает лекции студентам. – Николай Павлович, как в нашей области воспринимается юбилей высшей школы? – У нас вузовская область: работает семь государственных высших учебных заведений, два военных института, три негосударственных вуза, десятки филиалов. Это создает определенную атмосферу, и количество переходит в качество – интеллектуальный потенциал нашего региона достаточно высок. Высшая школа в нашей области развивается достаточно динамично, есть нормальное, доброе взаимопонимание в научном сообществе. Каждый год вузы предлагают абитуриентам новые специальности, все больше отвечая на запросы общества. С моей точки зрения, юбилей высшей школы важен, чтобы действительно осознать преемственность традиций образования, которые были в России на протяжении этих двухсот лет. Это также важно, чтобы понять, на каком этапе сейчас находится наше высшее образование, и наметить действительно реальные шаги на будущее. Юбилей, безусловно, сплачивает коллективы вузов: они активно откликнулись на празднование 200-летия, проводят конференции, оживление и приподнятость в работе налицо. Основные юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию высшей школы, пройдут осенью, когда с каникул вернутся преподаватели и студенты. С точки зрения развития государства и личности нет ничего важнее процесса образования, потому что от того, как человек образован и воспитан, складывается его судьба, будущее общества и государства. – Что, на ваш взгляд, дает человеку высшее образование? – Во-первых, это профессиональные знания и умения, которые он может реализовать в конкретных областях экономики, социальной сферы, культуры. Во-вторых, высшее образование развивает общие способности человека. Иногда учебу в вузе понимают слишком утилитарно. Приходится слышать такое: он закончил математический факультет, а стал работать по другой специальности, значит это плохо. Нельзя так просто оценивать ситуацию. Если человек получил высшее образование, у него развиты общие способности, он стал универсальным специалистом и может найти себе применение в различных сферах жизни общества. Высшее образование развивает мышление и память человека, поднимает его интеллектуальный уровень, расширяет кругозор и тем самым поднимает культурную планку всего общества. В нашей области в борьбе и противоречиях решались многие вопросы, но это не вышло за ту грань, которая отделяет цивилизованность от варварства. Во многом это положительное влияние высшего образования, которое получили руководители различных рангов. Будь на их местах другие люди, могло бы быть много шума из ничего. В-третьих, высшее образование призвано воспитывать ту интеллигенцию, которая должна играть одну из ведущих ролей в жизни общества. Многие лучшие личностные качества интеллигенции воспитывает высшая школа. – Сейчас среди молодежи бытует мнение: зачем учиться, тратить зря годы жизни, лучше сразу пойти работать и получать деньги. На ваш взгляд, насколько высшее образование должно быть значимо для молодежи? – По статистике у нас есть безусловное увеличение желающих учиться в вузах и поступить туда. Сейчас в вузах области учится более 40 тысяч студентов, преподавание ведут 2315 высококвалифицированных специалистов, в том числе 1053 доцента и 251 профессор. Постоянно вводятся новые специальности, все больше людей хотят быть аспирантами. Люди уверены, что высшее образование будет востребовано, а годы учебы в вузе не пройдут даром. Это не значит, что все дружными рядами должны идти в институты и университеты. Есть много достойных людей, которые заканчивали техникумы, школы и нашли свое место в жизни. Все зависит от того, насколько адекватно человек оценивает свои возможности и способности. Сейчас, если допустить ошибку при выборе профиля или специальности в вузе, это может обернуться большими трудностями в будущем. Является ли получение высшего образования потерей времени, мерилом здесь выступает рынок. Сегодня интеллект становится конкурентным преимуществом человека на рынке труда, это фактор отбора. Грамотный специалист с высшим образованием сможет найти более высокооплачиваемую работу, а потом расти по служебной лестнице. В будущем спрос на высококвалифицированные кадры увеличится, а работники с низкой квалификацией и уровнем образования имеют намного меньше шансов получить хорошую работу. Сейчас очень сильно возрастает количество людей, получающих второе высшее образование за свой счет. Кто может, вкладывает средства. Это делается как ради получения новых возможностей на действующей работе, так и из-за неправильного первоначального выбора вуза и специальности. Здесь также действуют экономические факторы, потому что как бы мы ни говорили, человек, закончивший вуз, должен содержать себя и свою семью не менее достойно, чем другие люди, которые пошли работать вместо учебы. Это ключевой вопрос проведения любых социальных реформ. Мы можем придумать гениальную реформу, но если ее будут реализовывать люди, которые видят, что государство о них не заботится, то положительных результатов от таких преобразований ждать трудно. Это и вопрос статуса человека с высшим образованием. В сложнейшие годы после Великой Отечественной войны заработная плата преподавателя, научного работника была одной из самых высоких в стране. Сейчас положение врачей, учителей незавидно. Их статус, безусловно, должен быть поднят на более высокий уровень. И хотя в Ярославской области заработная плата учителей в среднем на 20 процентов выше общероссийских показателей, это не решает проблемы. А если проблема не решается, человек вынужден подрабатывать в нескольких местах – это неизбежно сказывается на качестве обучения. Поднять уровень материального благосостояния педагогов – прямая обязанность и одна из главных задач государства. – На ваш взгляд, изменилось ли сейчас отношение государства к высшей школе? – Был длительный период в 90-х годах, когда образование в целом и высшая школа в том числе работали на истощение, использовали и утрачивали те ресурсы, которые были накоплены в предыдущие годы – кадры, оборудование, состояние зданий и сооружений. То, что наши преподаватели выдержали эти годы – честь им и хвала. Они не бросили все и не пошли торговать на рынок, а остались и продолжали учить. С учетом экономической ситуации – это героический поступок, который мы осознаем только потом. Сейчас интеллектуальный и материальный потенциал системы образования, включая высшую школу, начинает восстанавливаться. Если в середине 90-х годов аспирантов было не найти, то сегодня в аспирантуру большой конкурс, активизировались научные исследования и разработки. Кадровый потенциал высшей школы говорит о том, что вузы будут в дальнейшем развиваться хорошо. Я надеюсь, что мы сможем поправить экономическое положение педагогов и укрепить материальную базу вузов. Огромную роль в развитии высшего образования в регионе играет совет ректоров вузов, потому что это реально действующий орган, который рассматривает самые актуальные и основные вопросы высшей школы. Безусловно, свою роль в стабилизации положения высшей школы, недопущении ее развала и утраты традиций сыграли действия администрации области. Губернатор изначально сформулировал задачу – по возможности оказать посильную помощь всем, даже если эти учебные заведения находятся в федеральном подчинении. И мы помогали вузам материально, хотя это вызывало у некоторых раздражение. Но федеральная власть, было время, закрыла глаза на проблемы высшей школы, и их пришлось расхлебывать нам. Мы принимаем все возможные меры – губернаторские стипендии лучшим студентам и аспирантам (в этом году их получает 1563 человека), поощрение преподавателей за выдающийся вклад в развитие науки, гранты на научные исследования, средства на ремонт и текущие расходы вузов. Ресурс поддержки администрацией области наших вузов находится на максимуме. В этом году бюджет области выделяет на нужды высшей школы 9 млн. рублей. Сейчас появились разговоры, что областная Дума хочет переехать в здание юридического факультета ЯрГУ. Губернатор не примет решения в ущерб высшей школе. Есть разные предложения о переезде Думы, но принцип остается один – улучшая положение для одних, нельзя ухудшать его для других. Все будет зависеть от мнения вуза. – Насколько реально в России введение платного высшего образования? Как это может сказаться на его доступности для всех желающих? – Как бы то ни было в ближайшие годы основа высшего образования в России – бесплатное обучение. Президент России сформулировал три принципа высшего образования в стране – доступность, эффективность, качество. Терять интеллектуальный потенциал молодежи из-за того, что она не может поступить в вуз за деньги и устраивать конкурс кошельков при поступлении – это принципиально неверно и может привести к деградации нации. Государство может искать баланс интересов, перевести на платную основу непрофильные образовательные услуги, но отменять бесплатное базовое высшее образование губительно для страны. Я допускаю возможность, когда человек будет платить за образование тот минимум средств, который он в состоянии осилить – тогда он будет чувствовать большую ответственность за учебу и выбор профессии. В дальнейшем вузам придется бороться за государственный заказ, который будет определяться вместе со службой занятости исходя из спроса на рынке труда. Мне хочется надеяться, что этот госзаказ не будет пониматься примитивно, и бюджетные места по базовым специальностям сохранятся в любом случае. Хотя платное высшее образование развивается: в нашей области есть три полноценных негосударственных вуза, имеющих государственную аккредитацию. Наша политика в эти годы была направлена, с одной стороны, на расширение сферы образовательных услуг, с другой, мы не должны были снизить качество образования. В регионе работают филиалы серьезных и сильных столичных вузов, практически все они имеют лицензии. Хотя в целом по России 10 – 20 процентов из них не имеют даже таковых. В итоге получается по сути МММ, которые просто обирают граждан. Здесь требования государства должны быть достаточно жесткими – игры с судьбой человека являются преступлением. – Как вы можете оценить уровень высшего образования в нашей области? – У нас в регионе достаточно высокий качественный уровень образования. Итоги единого государственного экзамена по математике говорят о том, что 54 процента школьников успешно справились с новой формой оценки знаний. Это неплохой результат. Он говорит о том, что в Ярославской области не допущено снижения качества образования по математике, хотя это и могло произойти в силу объективных причин: нехватки финансирования, низких зарплат педагогов. То, что и средняя школа, и высшее образование выдержали это испытание временем и не снизили планку требовательности к ученикам – большая заслуга наших преподавателей. Ведь можно было не добиваться высоких результатов, а просто пойти по пути наименьшего сопротивления, снизив требования – успеваемость в обоих случаях будет на уровне. Проблема качества образования сейчас остро стоит в России – это предмет дискуссий среди ученых, преподавателей и представителей правительства. У некоторых реформаторов системы образования есть идеи понизить требования к изучению целого ряда базовых гуманитарных и фундаментальных наук. Звучат мнения: школьники перегружены, эти знания не пригодятся в практической жизни. Когда мы беседовали с ректором МГУ, председателем союза ректоров России Виктором Антоновичем Садовничим, он с большой тревогой говорил об этом. Школы могут превратиться в магазины расхожих товаров – мне дают предметы по выбору, и я изучаю то, что хочу. Если мы снизим планку образования, будем заниматься с учащимися какими-то второстепенными вещами за счет основных предметов, то интеллектуальный потенциал нации снизится. Образование – это труд, который должен быть и радостным, и сложным одновременно. Никто не пойдет к врачу, который половину своего учебного времени тратил на занятия спортом. Нам нельзя идти по пути упрощения образования. Снижение требований к учащимся, сокращение предметных курсов приведет к оглуплению человека. Если мы будем «клонировать» человека только пьющего пиво и играющего в телевикторины, а это сегодня, к сожалению, распространенный стереотип, то общество не сможет нормально развиваться. – Что-то можно сделать, чтобы не допустить деградации общества? – Я думаю, что высшее руководство страны никому не позволит ставить над Россией такие эксперименты. Образование – это оправданно консервативная сфера, потому что любые новации здесь отражаются на судьбах миллионов людей. На последнем съезде союза ректоров России в присутствии президента эти проблемы обозначались достаточно четко. Сейчас это надо закрепить в законах и постановлениях. Должно быть четкое понимание значения собственного опыта образования. Наша средняя школа и высшее образование уникальны, уровень образования никоим образом не уступает зарубежным аналогам. Вместе с тем мы готовы к восприятию и внедрению позитивного зарубежного опыта. Но категорически против бездумного копирования. – Что вы можете пожелать работникам высшей школы в связи с юбилеем? – Пожелание высшей школе в юбилейный год одно. В вузах есть одна добрая традиция: даже когда празднуется юбилей человека, он на ученом совете делает научный доклад. Потом, возможно, что-то отмечают. Юбилей высшей школы – это не череда празднеств с банкетами. Это, прежде всего, интересное интеллектуальное общение с коллегами и студентами, теми, ради кого они работают. Тогда будет видно, что жив дух 200-летней ярославской высшей школы как части российской. И еще мне бы хотелось всем пожелать смотреть в будущее с надеждой. Павел Григорьевич Демидов, на чьи деньги в Ярославле открылось первое высшее учебное заведение, не был непосредственно связан с высшей школой. Но он смотрел в корень и не пожалел денег на создание училища, он видел перспективу. Я верю, что у наших вузов есть хорошие перспективы. Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.