Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 11 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/7/39472/

Меня никто не слышит, или как не пропасть, став первокурсником

рубрика: Образование
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Вот уже несколько дней вчерашние школьники носят гордое звание студента. Перед ребятами предстала совершенно новая для них жизнь. Вместо учителей – преподаватели, вместо уроков – пары, вместо классов – аудитории, а вместо заботливого классного руководителя – куратор группы. Многим из студентов пришлось расстаться с любимыми папами и мамами и уехать из отчего дома, сменив прежнюю сладкую жизнь на взрослую университетскую в грязной общаге, с непредсказуемыми соседями по комнате и вездесущими мышами и тараканами.


Привыкнуть можно ко всему. Но кто поможет совсем еще юному отпрыску, оказавшемуся один на один с трудностями, адаптироваться в совершенно ином для него статусе? Перед молодым человеком встает целый комплекс проблем. И если более опытные корифеи университетской жизни – старшие студенты, преподаватели и особенно кураторы, не помогут, то вместо студенческой романтики первокурсник испытает только трудности выживания в чужеродной среде и через все пять лет обучения пронесет неприязнь к студенческой жизни. Психологическая служба СПбГУ выявила наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются студенты: 1. Зависимости (наркомания, алкоголизм). 2. «Сохранение себя» в ситуации выживания. 3. Притеснение студента администрацией вуза. 4. Вынуждение к неформальной оплате чего-либо, на что студент имеет право. 5. Конфликтные отношения с соседями по общежитию. 6. Проблемы адаптации в новой социальной среде. 7. Неспособность самос-тоятельно изменить деструктивный образ жизни. 8. Личностные кризисы, вызывающие суицидальные намерения. 9. Горе, потери, разрывы отношений. 10. Резкие изменения обстоятельств жизни. Не на последнем месте стоит проблема адаптации молодого человека в новой социальной среде. К сожалению, в Ярославле нет службы, занимающейся специально изучением психологических проблем студентов и оказывающей им профессиональную помощь. А на поверку – они очень часто в этом нуждаются. О том, через какие трудности ей пришлось пройти в начале учебы в педуниверситете, вспоминает Вера, студентка пятого курса. Никому не нужна В университете я столкнулась с тем, что оказалась вдруг никому не нужной. Вокруг все снуют, перебегают из одной аудитории в другую. Что-то обсуждают. А я как бы вне этого всего. И нет никого, кто мог бы мне что-то объяснить, рассказать, разобраться в новой обстановке. В школе мы привыкли, что есть классный руководитель, который обо всем позаботится, все расскажет, все покажет. У него можно спросить совета. А здесь я даже не знала, куда обратиться. Зайдешь в деканат – он вечно забит студентами. Староста тоже ничего толком объяснить не может. И вроде бы мы уже самостоятельные люди – закончили школу, поступили в университет, сами должны о себе позаботиться. Но очень сложно самому освоиться в незнакомой среде. Так я оказалась совсем одна в чужом городе, оторванная от родителей, окруженная незнакомыми людьми. Жизнь в общаге Я приехала учиться из Ростова, и меня поселили в общежитии. То что после тепленькой уютной комнатки у меня дома судьба забросила меня почти в спартанские условия, я перенесла спокойно. Но сразу начались проблемы, которые лишь усугубили мое и без того нелегкое положение. С соседками мы не поладили. Мало того, что девчонки, тоже первокурсницы, оказались совсем чужими мне по духу, по интересам, так у нас сразу начались бытовые неурядицы. Дома за всех все делали родители, а тут – самим надо. Мы и картошку-то толком варить не умеем. Кто-то пришел с занятий раньше и не приготовил поесть – скандал. Посуду не помыли – опять скандал. Хлеба не купили – то же самое. К сожалению, никто из нас тогда не проявил инициативу сесть и тихо-мирно договориться. У меня были постоянные срывы, депрессия. В университете мне было все неинтересно, я тосковала по дому, по маме с папой. Хотелось забиться в угол, ничего не видеть и не слышать. Конечно, была потребность кому-то рассказать о своих бедах, но тогда я плохо сходилась с людьми. Новых друзей не завела. Не бежать же за каждой мелочью к преподавателю. Нам сказали, что у нас вроде как есть куратор группы. Однако мы его ни разу не видели, и познакомились только весной, на генеральной уборке аудитории. Мы, конечно, не первый класс, в цирк нас водить не надо, но так хотелось, чтобы кто-то взрослый и мудрый пришел тогда и просто сказал: «Ну что, студенты-первокурсники. Не бойтесь – все у вас будет хорошо!» Думала обратиться к психологу. Но, во-первых, не знала, куда именно. Во-вторых, думала, что это стоит больших денег. А в-третьих, мое состояние на тот момент было таково, что я боялась: вдруг психолог пошлет меня к психиатру и у меня обнаружат какое-нибудь психическое заболевание. А ведь это клеймо на всю жизнь. Я рада, что не сломалась Так я жила целый семестр. А потом стала ездить в Ростов ежедневно после учебы. Конечно, дорога очень изматывала, зато каждый вечер я была дома, со своими родными. На следую-щий год я написала заявление на поселение с другими людьми, и постепенно все наладилось. Свою специальность я очень люблю. Мне кажется иногда, что я родилась педагогом. С моими нынешними соседками я живу четвертый год, и они стали моими самыми близкими подругами. Но первые месяцы моей университетской жизни до сих пор вспоминаю с содроганием. Очень рада, что не сломалась тогда. Одна моя сокурсница так и не смогла привыкнуть к общежитию, не дождавшись первой сессии, забрала документы и уехала к себе в Архангельск. Уверена, что первокурснику, особенно иногороднему, на начальном – адаптационном – этапе обучения непременно нужна психологическая поддержка. О том, насколько же в действительности серьезны проблемы первокурсников, как их решать и надо ли обращаться за помощью к психологу, мы попросили рассказать работника службы «Молодежь и семья» при ярославском молодежном информационном центре Ольгу Иванову-Апраксину. – Ольга, насколько сегодня актуальна проблема адаптации первокурсника в вузе? – Конечно, эта проблема есть. Но в последнее время в ярославских вузах она стала решаться более активно. В самом начале обучения перед студентом встает несколько вопросов: что делать, за что хвататься? Как найти новых друзей? Как научиться учиться? Освоиться первокурснику помогают студенческие организации, которые есть почти во всех ярославских вузах. В Демидовском университете, например, первокурсникам помогают студенты-кураторы. – В чем студент-первокурсник может проявить себя? – Сейчас для самореализации студентов делается немало. Свои мероприятия организует департамент по делам молодежи. Так что скучать не приходится. У нас в службе, например, есть специальная прог-рамма «Диалог индивидуальностей». Студенты приходят сюда и занимаются с детьми из неблагополучных семей. Таким образом, помогая ребятам, они реализуют себя, а кроме того, общаются друг с другом, ведь 90 процентов наших студентов – иногородние. – Многие студенты жалуются на то, что очень редко встречаются со своим куратором, который, вроде бы должен заменять им классного руководителя. Иногда даже не знают его в лицо. А каковы же на самом деле функции куратора? – В разных вузах и даже на разных факультетах обязанности кураторов могут быть различны. В принципе куратор заменяет классного руководителя. Он фактически тот же вожатый в лагере и должен заботиться о своих подопечных. Конечно, студентам довольно трудно найти общий язык и тем более сблизиться с куратором-преподавателем. Да и те обычно специально держат дистанцию. Эта система, распространенная в наших вузах, к сожалению, не очень эффективна. Поэтому в некоторых университетах выступают в роли кураторов студенты-старшекурсники. В Рыбинской академии, например, активно опекают первокурсников. – Как вы считаете, нужна ли Ярославлю специальная психологическая служба, которая целенаправленно будет работать только со студентами? – Не думаю, что она нужна. Опытный психолог сможет помочь любому человеку. А что касается психологической помощи вообще, то я считаю, что прежде чем обращаться к специалисту, сначала надо попытаться разобраться в самом себе. Ведь тот опыт борьбы с трудностями, который приобретает молодой человек в студенчестве, остается на всю жизнь. Поэтому подобная служба, на мой взгляд, будет антисоциальна по своей сути. Студент разучится думать и по малейшему поводу станет бегать к психологу. Это надо делать тогда, когда твердо уверен, что не можешь справиться со своей проблемой сам. – В каких же случаях, на ваш взгляд, надо идти к специалисту по душе? – На мой взгляд, одним из поводов идти к психологу является потребность выговориться. Восьмидесяти процентам студентов, которые к нам обращаются, хватает одного посещения. Они проговаривают свою проблему вслух и... обнаруживают, что проблемы-то и нет вовсе. Или она настолько незначительна, что с ней можно справиться самостоятельно. Когда надо кому-то рассказать, пожаловаться, тогда, конечно, можно прийти к психологу. С другой стороны, если прошли первые полгода студенческой жизни, а все те проблемы и страхи, что были вначале, остались – человек до сих пор одинок и несчастен, тогда срочно надо бежать за помощью к специалисту, ибо есть вероятность, что у него глубокие психологические проблемы, которые скорее всего родом из детства. – Какие еще опасности подстерегают юных первокурсников? – Самая страшная – алкоголизм. Студент, оторвавшись от опеки родителей, попадает в среду вседозволенности. И у него «рвет крышу». Он начинает пить, гулять. Пропускает занятия, забрасывает учебу. Бывает, что даже медалисты после первой сессии вылетают. А почему? Потому что их дома опекали, в школе опекали, а здесь ничего этого нет и родители далеко. Еще одна проблема – адаптация к общежитию. Человек привык, что его дом – его крепость. А теперь это не так – заходи, кто хочешь, бери, что хочешь. Многие в силу своей эмоциональной нестабильности и неустойчивости характера боятся отказать, не пустить в комнату. Кроме того, многим первокурсникам отравляют жизнь неурядицы с соседями. Еще одно немаловажное обстоятельство. Учеба – это ответственность. Сначала вроде бы ничего делать не надо – одни лекции. Никто студента не пасет, преподавателям все равно, учит он что-нибудь или нет – сессия покажет. И студенты расслабляются. А потом приходит пора сдавать экзамены, и у многих возникают большие сложности. Или наоборот – некоторых «переклинивает»: они начинают учить все подряд. Особо усердные страдают от этого. У них возникают перегрузки, ухудшается здоровье. – Вы можете дать несколько общих советов, как правильно вести себя в новом обществе? Как не потеряться, остаться личностью и избежать конфликтов с одногруппниками, соседями по общежитию? – Во-первых, следует настроиться на доброжелательное общение с людьми. Увидев впервые, например, свою соседку по комнате, надо, независимо от обстоятельств, прежде всего сказать себе: «Я хочу с ней дружить», и тогда вам будет легче с ней общаться. Нельзя настраивать себя на негатив. Во-вторых, никогда не надо забывать, что такое простая человеческая порядочность. И вести себя соответственно. В-третьих, полезно уяснить, что никто тебе ничего не должен. Ни одногруппники, ни соседи по комнате. И, в-четвертых, надо быть конструктивным. Не наезжать, ни обвинять, а прос-то сесть и договориться. Причем лучше сделать это сразу, до возникновения самой проблемы. Предложить той же соседке: «Давай договоримся...». Может быть, составить график дежурства по комнате или придумать что-то еще более интересное. Чем раньше, тем лучше. И самое главное Если нет сил справиться с навалившимися трудностями, если не с кем поделиться, не у кого попросить помощи, придите к психологу. Информацию о том, куда можно обратиться за психологической помощью, студенты могут получить в ярославском областном молодежном информационном центре (тел.: 71-73-74)